Процесс Brexit принял необратимый характер. Если Британия попытается нарушить соглашение после выхода из ЕС, то ЕС будет вводить санкции против нее, как делает это сейчас против РФ, но только не по политическим, а по экономическим мотивам.Москва, 27 января - "Вести.Экономика". Принятое решение о выходе Великобритании из ЕС - важное событие для мировой экономики, которое вынужденно отошло на второй план в связи с историей вокруг коронавируса из китайского города Ухань, отмечает Олег Абелев, начальник аналитического отдела ИК "РИКОМ-ТРАСТ".

Олег Абелев, начальник аналитического отдела ИК "РИКОМ-ТРАСТ"

"Пока рынки активно корректируются в связи опасением резкого снижения спроса на нефть из-за отказа морских и авиационных компаний направлять свои суда и самолеты в Китай, в ЕС происходят не менее важные события. Конечно, речь идет о самом главном из них, а именно о подписании соглашения об условиях выхода Великобритании из состава Евросоюза со стороны главы Европейского совета Шарля Мишеля и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен.

Это подписание, по сути, означает только одно – процесс Brexit принял необратимый характер, поскольку ранее комитет Европарламента по конституционным вопросам одобрил соглашение об условиях Brexit большинством голосов. Почему стоит считать его необратимым? Потому что на прошлой неделе, в четверг, проект закона об условиях выхода Великобритании из состава ЕС был подписан королевой Елизаветой II и сразу же после этого, согласно условиям британского законодательства, приобрел статус закона. Последним этапом должна стать в ближайшую среду, 29 января, ратификация со стороны Европарламента, которая поставит точку в самой процедуре после обмена документами сразу же после ратификации. После этого юридически 31 января 2020 г. Великобритания покинет Евросоюз. Навсегда ли? Посмотрим∎

Некоторые мысли, которые могут стать ключом к ответу на этот вопрос, попробуем здесь привести. Во-первых, надо напомнить о причинах, по которым Великобритания инициировала вообще процедуру выхода из ЕС. Прежде всего это экономические условия совместной торговли, которые не устраивали британскую сторону еще со времен премьерства Дэвида Кэмерона. Речь идет о невозможности заключения отдельных торговых двусторонних соглашений Британией с другими странами в бытность членом ЕС. Теперь эта ситуация для Британии исключается, поскольку страна сможет в одностороннем режиме, без оглядки, заключать выгодные сделки.

Во-вторых, Британия получит возможность вести торговые переговоры с использованием собственной тарифной, пошлинной и квотной политик. Теперь все таможенные инструменты, в том числе и при сотрудничестве с другими странами ЕС, могут быть применены, причем в том числе и в качестве механизма давления через угрозы введения высоких тарифов или пошлин для ускорения торговых переговоров.

В-третьих, страна получает возможность пусть не сразу, но в будущем вести самостоятельную торговую политику, поскольку теперь Британии нет никакой необходимости строго соблюдать торговые правила ЕС.

Собственная промышленность ряда отраслей (автомобильная, пищевая, легпром) имеют шанс уже в ближайшие годы получить ощутимую поддержку от некоторых мер, которые могут быть направлены в сторону протекционизма. Уже сейчас активно муссируются слухи в различных СМИ о том, что Британия уже в текущем году может ввести пошлины в размере 15-30% на некоторые виды французского сыра, 10-20% — на немецкие автомобили, 5-10% - на некоторые виды испанских и португальских вин и т. д. Понятно, что те европейские страны, чья продукция ранее замещала гипотетическую британскую на рынке Великобритании, вряд ли останутся довольными сложившимся положением вещей и будут всячески пытаться оказывать давление на Брюссель, чтобы избежать снижения объемов экспорта.

Сейчас на мировых рынках в связи с распространением коронавируса практически нет других факторов, столь же сильно влияющих на котировки, но после стабилизации данной ситуации (а она неизбежно случится) стоит ожидать плавного укрепления курса фунта к евро по двум причинам:

а) по причине продолжения проведение текущей политики ЕЦБ, направленной на стимулирование объема экспорта из еврозоны, что предполагает плавное ослабление евро к большинству резервных валют (кроме доллара США);

б) по причине усиления торгового влияния Британии в европейском регионе в силу тех причин, о которых говорилось выше. Банк Англии в последнее время проводит не столь агрессивно-мягкую монетарную политику, что может отразиться в ближайшие месяцы на паре фунт/евро.

Котировки доллар/фунт

Источник: investing.com

В заключение хотелось бы добавить следующее: ясно, что все вышеупомянутые тенденции в британской торговой политике вряд ли будут иметь место уже 1 февраля: практически до конца 2020 г. будет действовать переходный период, в течение которого как Британия, так и страны ЕС будут вести переговоры о дальнейших экономических отношениях. Тем не менее надо понимать, что если со своей стороны Британия попытается нарушить соглашение о Brexit после выхода из ЕС, то ЕС будет вводить санкции против Великобритании, как делает это сейчас против РФ, но только не по политическим, а по экономическим мотивам".