Проправительственные шиитские блоки Ирака утверждают, что экономическое соглашение, подписанное между уходящим премьер-министром Аделем Махди и Китаем в сентябре, имеет отношение к массовым общественным протестам, начавшимся в октябре.
Поддерживаемые Ираном фракции Сил народной мобилизации Ирака, которые поддерживают правительство Абдула Махди, подпитывают теорию заговора о том, что массовые протесты в Ираке спровоцировали США, чтобы свергнуть правительство и аннулировать соглашение, помешав инвестициям Китая и расширению его влияния в Ираке.
Абдул Махди настроен на выполнение соглашения с Китаем, хотя у его правительства больше нет юридических и административных полномочий. С момента его отставки 29 ноября это было временное правительство. 23 декабря Абдул Махди провел совещание по китайским проектам, в котором приняли участие министр планирования и заместители министра. Однако он отказался присутствовать на парламентских сессиях, чтобы обсудить соглашение или отправить какие-либо документы в парламентские комитеты, что некоторым законодателям показалось подозрительным.
Член парламента Мохаммад Икбал сказал: «Умышленное сокрытие правительством документов, подписанных с Китаем, подтверждает мысль о том, что некоторые положения не отвечают интересам Ирака».
Абдул Махди подписал 8 экономических и торговых соглашений с Китаем, в том числе соглашение, в рамках которого Китай получает доходы от продажи 100 тыс. баррелей нефти в день на реализацию инфраструктурных проектов в различных иракских провинциях в течение 20 лет. Абдул Рахман Машхадани, профессор экономики в Иракском университете в Багдаде, отметил, что воспринимает эту сделку как «закладную на иракскую нефть», учитывая, что в соглашении говорится, что Ирак должен урегулировать платежи в соответствии с заранее установленной ценой на нефть и не допустить возможных ценовых колебаний.
Он добавил: «Официально детали соглашения раскрыты не были, иракский парламент не знает, каковы реальные условия, установленные Китаем, за исключением того, что сообщили СМИ. По словам иракского правительства, Совет по восстановлению страны, который пока не сформирован, будет иметь право контролировать выполнение соглашения».
Финансовый советник Абдула Махди, Мудхер Мохаммад Салех, сказал 23 декабря на дискуссионном форуме по китайскому соглашению: «Согласно соглашению, только 3% от проданных объемов нефти будут храниться в Фонде развития Ирака в федеральном банке, размещая выручку от реализации 100 тыс. баррелей нефти. Китай на первом этапе предоставит Ираку кредитные линии на сумму $10 млрд, а китайские компании будут гарантировать выполнение соглашения. При желании объем может быть увеличен до 300 тыс. баррелей. Затем деньги будут переведены в другой суверенный фонд, когда будет достигнуто соглашение по проектам, которые будут определены правительством Ирака».
Наиболее важным условием китайско-иракского соглашения является открытие счета для Ирака в китайских банках. При этом Ирак сможет со временем обходиться без своих счетов в США, отмечают парламентские блоки, которые хотят изгнать силы США из страны.
11 января, после того как президент США Дональд Трамп пригрозил закрыть счет Ирака в ФРС Нью-Йорка, если Ирак прикажет американским силам уйти, шиитские политические блоки быстро сосредоточили свои усилия на выполнении соглашения своего правительства с Китаем.
Некоторые фракции настояли на том, чтобы обязать следующего премьер-министра выполнить китайское соглашение. Это говорит о том, насколько важна сделка для блоков, формирующих правительство. Некоторые из них считают, что администрация США спровоцировала иракские протесты, чтобы свергнуть правительство, потому что Багдад подписал соглашение с Китаем. Эта теория не убедительна, так как требования протестующих касаются не только политических реформ, но и необходимости улучшить услуги в разных секторах.
Корни истории с соглашением восходят к правительству бывшего премьер-министра Аль-Абади. Но тогда сделку не удалось заключить из-за масштаба интересов Китая и его монополизации иракской нефти, а также из-за юридического спора о необходимости ратификации таких соглашений парламентом.
В статье 61 Конституции Ирака говорится, что парламент ответственен за «процесс ратификации международных договоров и соглашений законом, который будет принят большинством в две трети голосов». Однако правительство называет свои соглашения с Китаем «протоколами и контрактами», для которых не нужна ратификация парламента.
Член парламента Хосьяр Абдулла сказал, что китайское соглашение не было представлено парламенту, поэтому оно уязвимо перед правовыми проблемами. «Парламент имеет право одобрить или отклонить любое соглашение или международный договор, в том числе экономический. Это приведет к спору, который может затянуться на долгие годы и вызовет проблемы. Если соглашение отвечает интересам иракских граждан, парламент его не отклонит», — отметил он.
Шиитское большинство может оказаться достаточно сильным, чтобы протолкнуть соглашение через парламент, не обращаясь за помощью к другим блокам. Однако выполнение этого решения зависит от следующего правительства, перед которым будут стоять не менее сложные задачи: подготовка к досрочным выборам, разрешение споров политических блоков и выполнение требований протестующих в центральном и южном Ираке.












































































