Использование Индии в качестве геополитического противовеса Китаю - ключевой пункт азиатской политики администраций США в последние двадцать лет.

Использование Индии в качестве геополитического противовеса Китаю — ключевой пункт азиатской политики администраций США в последние двадцать лет.

В Вашингтоне рассматривают Нью-Дели естественным противовесом Пекину. Как и Китай, Индия имеет более миллиарда жителей, быстро развивающуюся экономику и огромную армию. Кроме того, США считают Индию либеральной демократией, которая уважает религиозные и другие основные свободы, то есть разделяет американские ценности. 

Однако этот образ Индии трудно назвать заслуженным и многочисленные факты указывают об обратном, пишет в The National Interest президент аналитической фирмы по оценке страновых рисков Vizier Consulting Ариф Рафик.

Сегодня Индия все больше сдвигается в сторону авторитарного и националистического государства, а ее замедляющаяся экономика и плохо оснащенная армия не могут быть эффективным противовесом Китаю. Вместо того, чтобы быть союзником и стратегическим партнером в регионе, Индия все больше становится источником проблем для Соединенных Штатов. 

Несколько лет назад некоторые аналитики предсказывали скорый сдвиг Индии в сторону моно индуистского государства, которое дискриминирует национальные и религиозные меньшинства, но в Вашингтоне предпочли не замечать очевидные тревожные знаки. Когда в 2014 г. под лозунгом индийского национализма к власти пришла Индийская народная партия (BJP), сторонники теплых американо-индийских отношений настаивали, что в руководстве страны теперь мягкие представители националистической партии. 

Следует напомнить, что ставший премьер-министром Нарендра Моди течение десяти лет до этого был политическим изгоем среди индийской элиты из-за своей роли в Гуджаратском погроме в 2002 г., в результате которого погибли более тысячи мусульман. Будучи главным министром штата Гуджарат, он не защитил местных мусульман от насилия. 

Однако сторонники Моди в Вашингтоне настаивали, что он стал другим человеком, что-то типа Рейгана, и теперь сосредоточит все внимание на экономическом развитии и социальных реформах, ведь его основным предвыборным обещанием было “развитие для всех”.

Моди никогда не отказывался от своей националистической политики в Гуджарате, главным министром которого он был с 2001 по 2014 гг. Вместо того чтобы извиниться за погром, он обещал направить более ста тысяч мусульман в специальные лагеря. Кстати, программный слоган BJP: “Национализм — наше вдохновение. Развитие и хорошее управление — наша цель”.

Во время своего второго срока на посту премьер-министра Моди готов выполнить основные требования индийских националистов, среди которых отмена номинальной автономии региона Кашмир (где преобладает мусульманское население), лишение миллионов мусульман индийского гражданства и передача индусской общине место разрушенной индуистскими экстремистами мечети. В ближайшем будущем может быть введен также общенациональный запрет на переход в другую веру и отменен Мусульманский личный закон. 

Между тем, Америка продолжает поддерживать националистическое правительство Индии, которое близко к точке невозврата. На место Моди, чей срок заканчивается в 2024 г., может прийти политик с еще более националистическими взглядами. Среди основных кандидатов — Амит Шах, советник Моди, и Йоги Адитьянатх, индийский религиозный и политический деятель, главный министр крупнейшего штата страны Уттар-Прадеш. Шах и Адитьянатх известны своими ультра националистическими взглядами. 

На фоне того, как Индия все больше придерживается авторитарному курсу, как внутри страны, так и за ее пределами (политика давление и шатнтажа в отношении Бангладеш, Шри-Ланка, Непала и других соседей), сторонники теплых американо-индийских отношений, вероятно, изменят акценты, указывая, что, несмотря на нелиберальную политику Индии, стратегическая цель отношений — сдерживание Китая — сохраняется в повестке дня. Однако, безоговорочно поддерживая Индию, Америка невольно помогает росту влияния Китая в Южной Азии.

Американские политики рассматривают Индию, как доброжелательную и демократическую державу Южной Азии, но эту точку зрения не разделяют соседи Индии. 

Молчание Америки по поводу национализма в Индии рассматривается религиозным меньшинством страны и соседями, как одобрение Вашингтона политики Нью-Дели. Такие страны, как Бангладеш, Непал и Шри-Ланка, скорее всего, еще больше развернуться к Китаю, как к уравновешивающей силе, что приведет к дополнительному ослаблению американского влияния в регионе, где проживает четверть населения планеты.