ИИ в поисках инопланетных сигналов обнаружил 72 странные радиовспышки

Искусственный интеллект справился там, где отступили традиционные алгоритмы.

Иллюстрация Breakthrough Listen.

Компьютерный разум распознал подозрительные всплески излучения там, где не справились стандартные алгоритмы.

Нейронная сеть обнаружила в данных проекта по поиску сигналов от внеземных цивилизаций 72 быстрых радиовсплеска. Такие вспышки находили и раньше, но до сих пор учёным неизвестна их истинная природа. Компьютерный разум распознал таинственные всплески излучения там, где не справились стандартные алгоритмы.

Работу по созданию "внимательного" ИИ провела команда во главе с Юем Ваном (Yu Wang) из Калифорнийского университета в Беркли. Научная статья принята к публикации в издании Astrophysical Journal и доступна в формате PDF-файла.

Мы уже писали о масштабном проекте Breakthrough Listen, который финансируется российским миллиардером Юрием Мильнером. Инициатива предназначена для поиска радиосигналов, исходящих от внеземных цивилизаций.

В рамках этого проекта работает и радиотелескоп GBT. "Сообщения от инопланетян" им пока не обнаружены, но астрономы, разумеется, не собираются оставлять без внимания сотни терабайтов накопленных данных.

В числе прочего специалисты искали в этих файлах следы быстрых радиовсплесков, о которых "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) подробно рассказывали. Это короткие (продолжительностью в несколько миллисекунд) и яркие всплески радиоизлучения. Их происхождение не известно. Но рассматривается версия, что это и есть сигналы от инопланетян (хотя большинство астрономов относится к ней скептически).

Специалисты, "прошерстившие" 400 терабайтов данных с помощью стандартных алгоритмов, обратили внимание на дату 26 августа 2017 года. В этот день был обнаружен 21 быстрый радиовсплеск. Все они произошли в течение одного часа и исходили из одного источника. Это галактика, расположенная в трёх миллиардах световых лет от Земли. На сегодняшний день это единственный известный источник повторяющихся быстрых радиовсплесков.

Ван и соавторы подвергли те же данные анализу с помощью разработанной ими системы искусственного интеллекта. Это свёрточная нейронная сеть, похожая на те, которые используются поисковыми системами вроде Google для оптимизации результатов поиска и применяются для распознавания изображений.

В итоге компьютерный разум обнаружил ещё 72 всплеска, пришедших из того же источника в течение пяти часов 26 августа 2017 года. Таким образом, общее число быстрых радиовсплесков, когда-либо зафиксированных от этой галактики, достигло 300.

"Эта работа – только начало использования этих мощных методов для поиска радиосигналов от переходных процессов, – говорит первый автор статьи Юньфань Чжан (Yunfan Zhang), также из Калифорнийского университета в Беркли. – Мы надеемся, что наш успех поспособствует появлению других серьёзных проектов по применению машинного обучения в радиоастрономии".

Поясним, что переходными процессами астрономы называют всякого рода вспышки самой разной продолжительности, от нескольких миллисекунд до нескольких лет. Такой термин противопоставляет их стационарным процессам, которые длятся миллионы и миллиарды лет.

Также в ходе нынешней работы были получены новые данные о том, как яркость радиовсплеска меняется со временем. Они помогут лучше понять физические условия, при которых рождаются странные вспышки.

Напомним, что ранее "Вести.Наука" рассказывали о том, как астрономы приступили к поиску сигналов инопланетян в масштабах Галактики и о "прослушивании" ближайших к Земле звёзд. Не обошли мы стороной и применение искусственного интеллекта, рассказав, как он помогает находить планеты и может использоваться для поиска обитаемых миров.