Прощай, "Арагви": Москва потеряла еще один исторический ресторан

Вначале "Славянский базар", потом "Прага", теперь "Арагви". Список легендарных исторических ресторанов, которые потеряла Москва, кажется, снова пополнился. Культовое заведение открылось еще в 1930-е. И с тех пор стало одним из самых известных в городе, попав во все путеводители, многие книги и кино.

Вначале "Славянский базар", потом "Прага", теперь "Арагви". Список легендарных исторических ресторанов, которые потеряла Москва, кажется, снова пополнился. Культовое заведение открылось еще в 1930-е. И с тех пор стало одним из самых известных в городе, попав не только в путеводители, но и на страницы великих книг, и в кадры знаменитых фильмов. И вот теперь с "Арагви" тоже приходится прощаться.

Обваливающиеся ступени, увядшие кусты в горшках у входа — вот и все, что осталось сегодня от легендарного "Арагви".

"Конечно, очень жаль. Это культовое место, прославленное во многих советских фильмах", — отмечает Евгений Ковров.

— Вы там бывали?

"Да. Однажды, да", — признается

Самый первый грузинский ресторан в столице тихо закрылся, не дотянув всего лишь год до своего 80-летия.

По легенде, главную кулинарно-историческую достопримечательность Тверской придумал сам грозный нарком Лаврентий Берия. Во всяком случае, точно известно, что в ресторане у него был свой кабинет с балконом.

В 1940-1950-е именно в "Арагви" устраивали встречи с послами и правительственные банкеты, В 1960-1970-х литераторы, артисты, военные, все шли в "Арагви" за чудесной грузинской кухней, продукты для которой доставлялись специальным вагоном поезда Москва-Тбилиси.

- Заказывать не буду, вы распорядитесь сами, на троих, обслуживать быстро, но не торопясь...

— Слушаюсь.

Это отрывок из фильма Михаила Ромма "Девять дней одного года".

"Этот ресторан для меня связан с детскими воспоминаниями. У меня отец долгое время работал в "Главмосстрое". И это был так называемый их ресторан. Папа очень любил фаршированную шейку, куриную. Естественно, здесь впервые москвичи вообще попробовали хачапури", — рассказывает историк Москвы Наталья Леонова.

В конце 1990-х "Арагви" закрылся более чем на полтора десятилетия. В 2016 году открылся вновь — уже после реставрации, в которую вроде бы были вложены огромные деньги. Но...

"Проект оказался нерентабельным. И было принято решение о его закрытии", — констатирует руководитель департамента корпоративных коммуникаций группы компаний "Ташир" Зара Аджемян.

"То, что мне говорили. подняли арендную сумму. Москва еще раз потеряла легендарный ресторан", — отмечает историк Москвы Наталья Леонова.

Фактически, "Арагви" повторил судьбу ресторана "Прага". Он тоже был отреставрирован Тельманом Исмаиловым, и вскоре превратилась в долговой актив хозяина Черкизона. Попытка продажи "Праги" модельеру Роберто Кавалли оказалась неудачной. Стартовая цена — два с лишним миллиарда рублей. Увы, столица лишилась большей части исторических ресторанов.

Трудно поверить, что в столь плачевном состоянии находится одно из самых знаменитых зданий в самом центре Москвы, связанное с именами Станиславского и Немировича-Данченко, Чайковского, Бунина. Шаляпина. Сегодня здесь, судя по всему, обитают бездомные. Их лачуга – это развалины первого в Москве ресторана русской кухни "Славянский базар" на Никольской улице, в двух шагах от Красной площади. В таком виде он стоит после пожара 1993 года.

"Просто мне утром позвонили и сказали, что в нашем здании пожар. Приехали. Здесь было все оцеплено, и никого не пускали. Вот и все", — вспоминает очевидец тех событий.

- А после этого предпринимались попытки восстановления, на вашей памяти?

- Нет, никаких!

Часть здания, являющегося объектом культурного наследия, недавно занял Камерный театр Покровского.

"В конце 2017 года театр был присоединен к Большому. Таким образом, теперь ответственность за ресторан "Славянский базар" несет Большой театр", — рассказывает Рустам Рахматуллин.

"Согласно охранному обязательству теперешнему, пользователю объекта предстоит до середины 2020 года провести противоаварийные работы. В 2021 году — разработать проект реставрационных работ и дальше провести комплексные реставрационные работы", — подчеркивает руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.