Подобные сообщения уже стали нормой. На северо-востоке Москвы этим летом случайно обнаружили радиацию. Источник опасности – стальные трубы, завезенные из Самарской области.
Аэропорт Домодедово. В багаже стюардессы одной из зарубежных авиакомпаний обнаружили фонящие игральные карты. Уровень их излучения оказался выше норы в 600 раз.
Владивосток. Нашпигованные изотопами японские иномарки давно никого не пугают. За 2 года после Фукусимы таможенники задержали и отправили обратно около тысячи "звенящих" машин.
Специалисты уверены, такой радиоактивный поток в Городе будущего будет только нарастать.
"Существуют бытовые чрезвычайные ситуации. Существует утеря источников – медицинских, технологических, существуют пропавшие источники и не надо сбрасывать со счетов террористическую деятельность, где радиационные источники могут применяться в террористических целях", — пояснил Александр Зайцев, генеральный директор компании "ВНИИ "Спектр".
Как снизить случайное облучение? Что или кто остановит поток подпольной радиоактивности? Можно ли предотвратить риск применения так называемой грязной бомбы? Наши новаторы уверены: защитный барьер существует. Это современные технологии.
Скоро такие инновационные вездеходы появятся в каждом федеральном округе страны, а пока это первый опытный образец собранный московскими новаторами в цехах бывшего "АвтоЗИЛа". Это мобильная система радиационной и химической разведки. В боевое состояние машина приходит в течение нескольких минут и способна напрямую транслировать ситуацию вокруг себя в специальный информационный центр МЧС России.
"Разворачивая его по месту, мы можем контролировать мощность дозы гамма-излучения и концентрацию химических веществ – датчики находятся снизу. Точки химического контроля могут располагаться в городском режиме на расстоянии 3-5 км. В условиях полевых измерений – это 10 км и более. В зависимости от того, есть ли горы или возвышенности. Она не обслуживается человеком, разворачивается по месту и передает данные в течение 8 часов", — отметила Татьяна Лебедева – зам. генерального директора компании "ВНИИ "Спектр".
Следить за работой мобильных датчиков можно в самом вездеходе. Он полностью герметизирован, а специальная вентиляция создает внутри избыточное давление. Проникновение зараженного воздуха исключено. Внутри машины – мощный компьютер. На основе полученных данных он строит карту радиационной обстановки в режиме реального времени. Точная и достоверная информация дает возможность быстро принимать единственно верные решения в самых сложных ситуациях.
Именно точных и быстрых решений не хватило для спасения атомной станции в Фукусиме. Информация с опозданием доходила до аналитического центра, расположенного за сотни километров от места аварии. В результате сотни тысяч людей пришлось эвакуировать из зоны заражения и потратить на ликвидацию последствий миллиарды долларов.
"Имея такую технику, задачи были бы выполнены с большей эффективностью, — подчеркнул Александр Зайцев. – Поэтому нашим предприятием было принято решение разработать комплекс, позволяющий контролировать в воздухе радиоактивные изотопы йода, контролировать радионуклидный состав выбросов оседающих на территории".
Первый гражданский вездеход для радиационной и химической разведки поступил на вооружение московского центра МЧС. Его специалисты занимаются проведением особо рискованных операций: разминирование, водолазные и высотные работы, химическая защита. Подобную высокотехнологичную установку здесь ждали давно. Ведь зарубежные аналоги как минимум на порядок дороже, а их ремонт тоже влетает в копеечку.
"В первую очередь это экономический фактор. Это оборудование надо где-то обслуживать. Производитель находится в Москве. Для нас это незатруднительно. Связались с производителем, доставили ему оборудование, обслужили. Я считаю, это нормальное политическое решение, что все оборудование российского производства", — говорит Алексей Кудяков – начальник службы радиационной, химической и биологической защиты Центра "Лидер" МЧС России.
Единственное, что пока импортного производства – шасси машины. Вездеход пришлось доставлять из Италии.
"Данный автомобиль позволяет преодолевать броды глубиной до 90 см, имеет клиренс 40 см, что позволяет выполнять задачу в условиях бездорожья, городских завалов и ЧС. Машина оборудована уникальным высокотехнологичным оборудованием. Рабочее место оператора представлено защищенным компьютером, водитель имеет полный комплект средств навигации, связи. Одно из преимуществ данного автомобиля – наличие 24 передач различной модификации, что позволяет с максимальным отбором мощности преодолевать препятствия и двигаться по бездорожью. В рабочем отсеке предусмотрено место для оператора, который используя программно-аппаратный комплекс в автоматизированном режиме, на экране монитора получает данные от установки "Азимут-Р". Если обратите внимание – наверху проботборный зонд, который позволяет и в движении и на месте осуществлять химическую разведку и мониторинг", — рассказывает Александр Зайцев.
Главное российское ноу-хау всего комплекса скрывается на крыше машины. Под этим колпаком поисковая установка радиоактивных источников "Азимут-Р". Она может работать прямо во время движения машины.
Под колпаком установки вращается свинцовый цилиндр с единственной узкой щелью. Это так называемый коллиматор. Внутри цилиндра находится чувствительный датчик гамма-излучения. Вращаясь вокруг своей оси, коллиматор постепенно открывает датчику все окружающее пространство. Происходит как бы круговое сканирование местности. Направление на радиоактивный предмет установка вычисляет по углу поворота коллиматора. Погрешность обнаружения не превышает одного метра.
"Процесс нанесения на карту в автоматизированном режиме. Мы получаем прямой отчет, так называемый протокол. Конечный итог работы системы – выдача протокола с информацией о загрязнении окружающей среды в данном районе чрезвычайной ситуации", — говорит Алексей Кудяков.
Еще одно ноу-хау, расширяющее возможности для борьбы с подпольной радиоактивностью, — портативный спектрометр. Он на расстоянии в несколько метров способен определить, какие активные изотопы содержит неизвестный материал. Это крайне необходимо для определения степени его опасности и выбора технологии обезвреживания.
"Он разделяет радионуклиды уран, плутоний, полоний. Может среди ряда нуклидов йода выделить цезий. Это спектрометр очень высокого разрешения. Ему доступна вся библиотека нуклидов", — отметила Татьяна Лебедева, заместитель генерального директора компании "ВНИИ "Спектр".
До последнего времени такие приборы в Россию поставлялись только из-за рубежа. Наши новаторы не только изготовили аналог, но и почти в два раза сделали его дешевле. Убедиться в возможностях прибора можно в ходе небезопасного эксперимента. "Я включаю пуск и набираю спектр. Сначала я измеряю фоновый спектр. После этого мы подносим его к источнику и набираем спектр источника. Для сильных источников достаточно 2-3 минут. А для слабых источников ограничивается часом измерений. Чтобы набрать спектр, нажимаем кнопку "Старт". Спектр набирается. После этого нажимаем кнопочку "Инфо" и нам выдают результаты в виде активностей радионуклидного состава и погрешность измерения активности. Этот прибор кроме функции определения радионуклидов измеряет еще мощность дозы источника. Это опасный фактор для человека. Данный источник содержит радионуклиды кобальта-60. Это высоко проникающее гамма-излучение, при взаимодействии с которым человек может заболеть лучевой болезнью, и в результате сильного переоблучения может наступить смертельный исход", — говорит Татьяна Лебедева.
Компании-изготовителю радиационного разведчика всего 4 года, но за это время ее специалисты успели создать целый комплекс приборов радиационной диагностики и контроля для атомных станций страны. Сегодня эта аппаратура успешно работает на Курской и Нововоронежской АЭС. Некоторые образцы сейчас проходят испытания на атомных энергоблоках в Китае. Ускорить разработку и внедрение удалось благодаря поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы. Инновационный бизнес быстро вырос в благоприятных условиях бизнес-инкубатора "Зеленоград".
"На стадии нахождения в бизнес-инкубаторе процент выживаемости очень высокий, мы общались с американцами, европейцами. Это порядка 10%-30%. У нас процент выживаемости порядка 90%", — рассказал Вадим Гусман, главный специалист бизнес инкубатора "Зеленоград".
Об эффективности государственной поддержки говорят факты. Перспективное дело начинали всего 5 специалистов. Спустя несколько лет штат компании увеличился в 6 раз. "Правительство Москвы по программе развития малого предпринимательства создало в "Зеленограде" исключительные условия, которые способствуют росту предприятий готовых заниматься инновационными разработками, имеющими опыт и желание", — говорит Александр Зайцев.
Резиденты бизнес-инкубатора "Зеленоград" имеют и значительные скидки на аренду помещений. Сэкономленные средства идут на развитие производства.
Вадим Гусман: "Первый год нахождения в бизнес-инкубаторе скидка около 60% и более может быть. На второй год – порядка 40%. Третий год скидка может и не быть или до 20%. У нас принципиально нет скидки на 3-й год. Это принципиальная позиция, чтобы выпускать в жизнь уже готовые предприятия".
Судьба первой российской мобильной системы радиационной и химической разведки уже известна на ближайший год. Спасатели намерены устроить жесткие испытания новичку в Московской области, а затем проверить систему радиационной разведки в Брянской, Тульской, Калужской и Орловской областях. Именно здесь наиболее ощутимые последствия от аварии на Чернобыльской АЭС.
"Мы будем применять в различных условиях. В условиях бездорожья, городской застройки. Нам необходимо выяснить все его отрицательные стороны, недостатки, чтобы организация-изготовитель могла совместно с нами эти недостатки доработать", — говорит Алексей Кудяков.
Если испытания закончатся успешно, то на вооружение спасателей России поступит как минимум 9 подобных комплексов. Они станут надежной опорой радиационной безопасности Города будущего.


















































































