У крыланов обнаружена примитивная форма навигации

В отличие от летучих мышей, многие крыланы достигают крупных размеров: длины тела до 42 см и размаха крыльев до 1,7 м. Однако есть крылаеы размером 5≈6 см, с размахом - 24 см. Масса - от 15 до 900 г

В отличие от летучих мышей, многие крыланы достигают крупных размеров: длины тела до 42 см и размаха крыльев до 1,7 м. Однако есть крылаеы размером 5≈6 см, с размахом - 24 см. Масса - от 15 до 900 г
(фото Current Biology, Boonman et al.).

Учёные всегда считали, что фруктовые летучие мыши, также известные как крылановые, не способны пользоваться эхолокацией. Однако новые исследования показали: эти животные используют самую примитивную форму этой способности.

Раньше считалось, что фруктовые летучие мыши, также известные как крылановые, не используют эхолокацию для ориентации на местности. Однако результаты новой исследовательской работы показали: эти животные всё же используют эхолокацию, но в её зачаточной форме.

Что любопытно, им при этом не приходится издавать какие-либо звуки – они получают информацию благодаря своим крыльям. Правда, учёные до сих пор не знают, как именно.

Йосси Йовель (Yossi Yovel) из Тель-Авивского университета и его коллега доктор Арьян Бунман (Arjan Boonman) впервые задумались об ориентации на местности крыланов во время поездки по Индонезии. Там один их знакомый рассказал им о том, что эти виды рукокрылых издают щелчки своими крыльями. Бунман стал искать научные работы, посвящённые этим странным щелчкам, но ничего не обнаружил, и исследователи решили сами изучить эту особенность крылановых.

В общей сложности зоологи рассмотрели 19 диких особей, представляющих 3 вида крыланов и различные части эволюционного генеалогического древа. Они стремились понять, могли ли все летучие мыши производить слышимые для человеческого уха щелчки своими крыльями.

"Мы делали всё, что могли, чтобы доказать – мыши щёлкают не крыльями, – рассказывает Йовель. – Завязывали им рты, вводили обезболивающее в языки, но ничто не мешало им издавать эти щелчки, за исключением тех моментов, когда мы воздействовали именно на крылья".

Дальнейшее изучение показало, что представители двух из трёх видов увеличили скорость своих щелчков в 3-5 раз и даже больше, когда были помещены в тёмный туннель. Это указало на то, что щелчки являются естественным поведением для крыланов.

Испытания способности животных находить путь в темноте показали, что крыланы используют эхолокацию, хотя их способности скуднее, чем у большинства видов рукокрылых. Крыланы постоянно врезались, к примеру, в толстые кабели. При этом они легко научились различать крупные объекты: например, звукоотражающую чёрную доску в сравнении с аналогичным по виду листом ткани.

Тем не менее даже с крупными объектами крыланам было сложно взаимодействовать: это дало учёным основания предположить, что их эхолоаационные способности находятся в зачаточном состоянии по сравнению с летучими мышами, полагающимися на вокализации.

Результаты научной работы интересны в свете более ранних предположений о том, что первоначально способность к эхолокации развивалась для того, чтобы рукокрылые могли выявить крупные объекты (например, стены пещер) и избежать столкновения с ними.

Новое открытие даёт представление о том, как сложная способность развивалась с течением времени. Однако маловероятно, что вокализации из гортани стали эволюционным продолжением щелчков крыльями. На самом деле, Йовель считает, что эхолокационная способность могла развиться у рукокрылых несколько раз за их эволюционную историю.

"Когда мы изучаем сохранившиеся виды эхолоцирующих летучих мышей, мы видим развитую сенсорную систему, которая адаптировалась и совершенствовалась в течение миллионов лет эволюции, – говорит Йовель. – Зачаточная эхолокация у крыланов, вероятно, является одним из примеров того, как развивались первые типы эхолокации".

Научная статья Йовеля и Бунмана была опубликована в издании Current Biology.