ДНК древнего сибирского волка заставила опять пересмотреть историю возникновения собак

Репродукция наскального изображения волка из пещеры Фон-де-Гом на юго-западе Франции, датируемого 17 тысячами лет до нашей эры
Кость нижней челюсти таймырского волка в сравнении с современной пипеткой
Древний таймырский волк обитал на территориях современной Сибири примерно 27-40 тысяч лет назад
ДНК, извлечённая из этого небольшого фрагмента ребра древнего волка, показала: собаки были одомашнены как минимум 27 тысяч лет назад
Учёные до сих пор не могут точно определить, когда именно люди заручились поддержкой своих лучших четвероногих друзей
Регион полуострова Таймыр, где останки древнего волка были найдены
Сибирские хаски сохранили множество генов таймырских волков
Кость нижней челюсти таймырского волка в сравнении с современной пипеткой
Регион полуострова Таймыр, где останки древнего волка были найдены
Сибирские хаски сохранили множество генов таймырских волков
Международная группа исследователей провела анализ ДНК, извлечённой из останков обнаруженного на полуострове Таймыр древнего волка, и пришла к выводу, что собака стала другом человека 27-40 тысяч лет назад.

Собака – лучший друг человека на протяжении уже многих веков, однако учёные до сих пор не могут однозначно сказать, когда именно начались отношения псовых и человека.

Теперь же международная группа исследователей представила новые временные рамки этого события: согласно геномному анализу останков древнего волка с полуострова Таймыр, одомашнивание произошло 27-40 тысяч лет назад. Ранее исследователи больше склонялись к мнению, что собаки отделились от волков примерно 11-18 тысяч лет назад, после последнего ледникового максимума, когда люди перешли от образа жизни кочевников-охотников к фермерскому хозяйству и оседлости, образовав общины.

В ходе одного из последних исследований учёные также называли цифру в 33 тысячи лет, но затем эти выводы были опровергнуты.

Новые останки были обнаружены во время экспедиции в Россию, к северной части материковой Евразии, осуществлённую в 2010 году. Исследователи искали вдоль берега реки места, где вечная мерзлота уже размывается, чтобы найти останки давно умерших животных (например, мамонтов).

Радиоуглеродное датирование показало, что останкам древнего волка, обнаруженным на полуострове Таймыр, около 35 тысяч лет. Геномный анализ же натолкнул учёных на мысль, что эта особь – представитель наиболее общего предка современных волков и собак.

Это открытие позволило осуществить калибровку молекулярных часов, то есть понять скорость, с которой генетические различия накапливались с течением времени и лучше реконструировать эволюционное древо животных.

"Собаки, возможно, были одомашнены гораздо раньше, чем принято считать: примерно 27-40 тысяч лет назад, – говорит Лав Дален (Love Dalén) из Шведского музея естествознания. – Также считается, что в какой-то момент времени популяция волков разделилась на две группы, причём одна из этих популяций дала начало всем современным волкам. Это объяснение маловероятно, так как оно предусматривает, что первая популяция впоследствии должна была погибнуть в дикой природе. Вероятно, эта популяция волков оставалась относительно дикой, но в течение длительного времени обитала рядом с людьми".

Исследователи пришли к своим выводам, основываясь на анализе небольшого костного фрагмента. Первоначально Дален полагал, что это кость оленя, но позднее при помощи генетического теста была определена его принадлежность к псовым.

Волки – весьма распространённые животные на полуострове Таймыр, так что кости вполне могут принадлежать и современному зверю, решили исследователи. Руководствуясь такими доводами, учёные решили провести радиоуглеродное датирование и были приятно удивлены, обнаружив, что находке около 35 тысяч лет.

Анализ ДНК также показал, что современные сибирские хаски и гренландские ездовые собаки сохранили необычайно большое количество генов древнего таймырского волка. В меньшей степени набор генов сибирских волков был схож с таковым у китайских шарпеев и финских шпицев.

"ДНК обеспечивает прямое доказательство того, что родословная сибирских хаски берёт начало от волков, бродивших по землям Северной Сибири 35 тысяч лет тому назад, – утверждает соавтор исследования Понтус Скогланд (Pontus Skoglund) из Гарвардской медицинской школы. – Этот волк обитал на Таймыре всего спустя несколько тысяч лет после того, как неандертальцы исчезли из Европы, а современные люди начали заселять Европу и Азию".

Однако, по мнению Далена, предстоит ещё проделать огромную геномную и морфологическую работу с образцами останков древних волков или собак прежде, чем будет известна неоспоримая дата приручения волков человеком.

"Также до конца непонятно, по какому сценарию происходило одомашнивание, – говорит исследователь. – Существует версия, что волки начали селиться рядом с людскими поселениями, потому что они всегда могли найти там какую-то еду. Некоторые исследователи также полагают, что древние люди просто ловили волчат и держали их в качестве домашних животных, и постепенно это привело к их одомашниванию. Если эта модель верна, то собаки были одомашнены ещё охотниками-собирателями, которые вели кочевой образ жизни".

Научная статья Далена и коллег была опубликована в издании Current Biology.