Москва, 6 февраля - "Вести.Экономика" ФАС внесла на согласование в правительство РФ проект изменений в уголовное и антимонопольное законодательство.

Организаторы картелей перемещаются в виртуальное пространство, что стало серьезным вызовом для ФАС.

∎Доказываем сговор теперь другими способами. Уходят в прошлое "разговоры в бане" и классические бумажки. На смену им пришла облачная переписка, которая быстро уничтожается. Все чаще мы сталкиваемся с тем, что картели заключаются формально без участия человека. Возникла сложность с квалификацией таких дел. Мне трудно представить себе суд над программным обеспечением, разработчиком, владельцем или тем, кто настраивал программу∎, - рассказал в интервью ∎Российской газете∎ заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский.

Антимонопольная служба разработала алгоритмы, позволяющие раскрывать картели, не выходя из кабинета. Например, в Дагестане, на основании материалов антимонопольной службы, было возбуждено уголовное дело по факту хищения бюджетных средств при проведении торгов на поставку медикаментов.

∎Мы разработали алгоритм, позволяющий ретроспективно оценивать торги - возвращаться и смотреть, как именно они прошли. Это помогает выявлять признаки сговора. Готовясь к поездке в Дагестан, мы тщательно все изучили и проанализировали. Не выходя из здания ФАС, узнали, кто и с кем договаривался. Затем отправились на место. Все оказалось так, как мы и предполагали∎, - рассказал изданию начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.

Служба выявляет нарушения во многих регионах: в Хакассии, в Самарской области, в Челябинске и Иркутске. За 2018 год число подобных дел выросло почти на 50%. Причем лидируют фармацевтический и строительный рынок.

Устранить несостыковки

ФАС внесла в правительство на согласование законопроект об ужесточении административной и уголовной ответственности. Проект призван устранить некоторые несоответствия, осложняющие работу. Так законодательство предусматривает уголовную ответственность за сговор между собой двух хозяйствующих субъектов на торгах. Однако аналогичной ответственности за их сговор нет - нарушителям грозит лишь административный штраф. Соответственно, наказания предлагается уравнять.

"Мы также предлагаем синхронизировать понятие "картель" в уголовном законодательстве и в законе о защите конкуренции. Сейчас это два разных определения", - добавил Андрей Тенишев.

В документе также есть предложение по уточнению понятия тайны связи. В ФАС полагают, что таковой должны считаться переговоры людей. Однако программного обеспечения и интернет-ботов это касаться не должно.

Из-за того, что любой сигнал, который проходит через сим-карту, подпадает под защиту закона о связи, возник парадокс, касающийся перехода торгов на электронные площадки. Получается, что при выходе участника на площадку со стационарного компьютера, тайны связи нет. А вот если выход совершен со смартфона или планшета - тайна есть. Но на площадку может выйти бот, помогающий с кем-то договориться. ∎Может ли быть у бота тайна? И таких вызовов цифровизация ставит все больше∎, - отмечает издание.

Еще один важный момент, отраженный в законопроекте: создание реестра участников картелей. Уже существует реестр недобросовестных поставщиков, в который включают тех, кто не исполнил условия госконтракта или уклонился от их исполнения. Такие поставщики не могут участвовать в государственных закупках.

Между тем, с точки зрения общественной безопасности, участие в картеле - более тяжкое нарушение. Но участники, в отличие от недобросовестных поставщиков просто платят штраф и возвращаются на торги. ФАС предлагает ввести серьезное ограничение - тех, кто окажется в реестре участников картеля, можно будет отстранять от госзакупок на срок от 2 до 3 лет.