Убедительным подтверждением растущего недовольства президента Дональда Трампа все более тупиковой ситуацией вокруг Ирана стало воскресное заявление госсекретаря США Майка Помпео о готовности Вашингтона провести переговоры с Тегераном.Москва, 4 июня - "Вести.Экономика" Убедительным подтверждением растущего недовольства президента Дональда Трампа все более тупиковой ситуацией вокруг Ирана стало воскресное заявление госсекретаря США Майка Помпео о готовности Вашингтона провести переговоры с Тегераном без каких-либо предварительных условий.

∎Мы готовы начать разговор без каких-либо предварительных условий, - указал Помпео на пресс-конференции с министром иностранных дел Швейцарии Игнацио Кассисом в Беллинцоне. - Мы готовы сесть с иранцами за стол переговоров∎.

В понедельник на вопрос указывает ли данное предложение на изменение политики Белого дома по отношению к Тегерану, Помпео ответил ∎нет∎.

∎Президент Трамп более года назад заявил, что готов встретиться без каких-либо предварительных условий, готов вести диалог с иранцами о всех их враждебных действиях, их ракетной программе, их ядерной программе, - сказал глава американского внешнеполитического ведомства в интервью EuroNews. - Это далеко не новая инициатива∎.

Правда, мало кто из наблюдателей заметил подобные предложения в заявлениях вашингтонской администрации год назад. Помимо нескольких эпизодических попыток встретиться, дипломатический канал между двумя странами не работает с тех пор, как Трамп вступил в должность. Однако в последние две-три недели Трамп и Помпео идут на все, чтобы просигнализировать, как в заявлениях, так и через потенциальных посредников, что Белый дом готов вести переговоры с Тегераном, отмечает Al-Monitor.

Трамп, выступая в Японии на прошлой неделе, дал четко понять, что, в отличии от некоторых своих помощников, в первую очередь советника по национальной безопасности Джона Болтона, он не стремится к смене режима в Иране.

∎Иран имеет шанс стать великой страной с тем же руководством. Мы не пытаемся сменить режим, - сказал Трамп в Токио 27 мая. - Мы только против его ядерного оружия∎.

Изменение риторики Помпео указывает на растущее недовольство Трампа по поводу того, что политика максимального давления не добилась сделки с Северной Кореей и не заставила Иран сесть за стол переговоров, объясняет директор иранской программы в International Crisis Group Али Ваез.

В последних публичных заявлениях Трамп несколько раз сказал, что лишь хочет убедиться, что Иран никогда не получит ядерное оружие, что явно противоречит многочисленным заявлениям его помощниками. Кстати, именно это было основной целью иранской ядерной сделки, из которой американский президент демонстративно вышел в мае прошлого году из-за якобы враждебного поведения Тегерана (программа по созданию баллистических ракет и поддержка вооруженных прокси-групп в регионе).

∎Налицо некоторая степень расхождения среди высокопоставленных чиновников американской администрации по поводу возможностей дипломатии, - говорит Сюзан Мэлони, бывший сотрудник Госдепартамента, а теперь аналитик Института Брукингса. - Я думаю, что высокопоставленные чиновники делают все, чтобы не создалось впечатление, что Трамп нарушает правила или его политика каким-то образом изменилась. Все они подчеркивают, что США заинтересованы только в корректировке ядерной сделки∎.

Стремление президента к диалогу с Ираном появилось после того, как переговоры с Северной Кореей провалились, считает эксперт Carnegie Endowment for International Peace Сюзан ДиМаджио. Однако примирительного тона и многочисленных призывов к диалогу, скорее всего, недостаточно, чтобы заставить иранцев сесть за стол переговоров.

∎С ростом напряженности между Вашингтоном и Тегераном сильно возросло недоверие, - полагает ДиМаджио. - В данной ситуации ключевой вопрос в том, создаст ли администрация Трампа необходимые условия для переговоров. Белый дом пока не там, где это нужно, чтобы вернуть иранцев за стол переговоров. До тех пор, пока данный вопрос не будет решен, я не вижу повода для оптимизма∎.

По мнению ДиМаджио иранцы рассматривают кампанию максимального давления, как полноценную войну против экономики Ирана с целью смены режима. Без какого-либо ослабления санкций не следует ожидать согласие иранцев на переговоры.

ДиМаджио полагает, что США и Иран могли бы начать диалог с гуманитарных вопросов, в том числе освобождение удерживаемых обеими странами заключенных. Некоторое ослабление вторичных санкций - реальный способ сохранения лица для Вашингтона и формальное основание для Тегерана начать переговоры, заключает эксперт.