В французском музее неожиданно обнаружили останки древней длинношейной "гадюки"

Динозавр при жизни весил примерно 15 тонн и достигал более 15 метров в длину.

Иллюстрация с сайта Imperial College London.

На протяжении более 80 лет исследователи не обращали внимания на останки одного динозавра, хранившиеся в парижском музее. Оказалось, зря. Всё это время перед глазами учёных находились останки одного из самых ранних представителей титанозавров с длинной шеей и не менее длинным хвостом.

На протяжении более 80 лет исследователи не обращали никакого внимания на окаменелые останки динозавра, которые всё это время хранились в парижском музее. И, как оказалось, зря. Выяснилось, что останки древнего ящера принадлежат одному из самых ранних представителей титанозавроформов (Titanosauriformes). Изучение этих окаменелостей поможет пролить свет на совершенно непонятную до настоящего времени главу в эволюции динозавров.

В 1934 году палеонтологи наткнулись на окаменелость динозавра в деревне Дампарис на востоке Франции. Тогда специалисты не смогли опознать вид древнего ящера, да и самой находке практически не уделялось внимания: в научной литературе 30-х и 40-х годов прошлого столетия учёные именовали животное просто "дампариский динозавр".

И лишь недавно учёные из Имперского колледжа Лондона (Imperial College London) совместно с коллегами из университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна (Université Paris 1 Panthéon-Sorbonne) и Национального музея естественной истории Франции (Museum National d'Histoire Naturelle), где "обитал" дампариский динозавр, решили исправить недоразумение и занялись изучением останков.

Новый анализ окаменелостей показал, что они принадлежат зауроподу, относящемуся к большой группе динозавров под названием титанозавроформы. Они были одними из самых больших существ, которые когда-либо жили на планете.

По словам специалистов, они существовали как минимум с конца юрского периода (около 160 миллионов лет назад), а их массовое вымирание произошло в конце мелового периода (65 миллионов лет назад).

По мнению учёных, динозавр, останки которого они изучали, умер в относительно молодом возрасте, а при жизни весил примерно 15 тонн и был более 15 метров в длину. У него была довольно длинная шея, длинный хвост, а все четыре лапы имели одинаковую длину.

Исследователи говорят, что возраст окаменелых останков Vouivria damparisensis (таким названием теперь окрестили динозавра) – около 160 миллионов лет. Родовое название Vouivria происходит от старофранцузского слова "vouivre", восходящего к латинскому "vipera" – "гадюка". Между тем, в регионе Франш-Конте, где нашли образец, "la vouivre", – это легендарная крылатая рептилия. Название вида damparisensis, соответственно, дано в честь деревни Дампарис.

Возраст находки чрезвычайно важен: он делает эти останки самыми ранними из всех известных окаменелостей титанозавроформов. А между тем эта группа включает в себя более известных динозавров — брахиозавров. Всё это помогает заполнить большой пробел в существующей палеонтологической летописи.

"Vouivria был травоядным животным, питавшимся всевозможной растительностью – папоротниками и хвойными деревьями", — говорит в пресс-релизе ведущий автор исследования доктор Филип Мэннион (Philip Mannion) из Имперского колледжа Лондона.

По его словам, точно неизвестно, от чего умерло это существо, но спустя миллионы лет оно представляет важные данные, которые помогут более детально понять эволюцию брахиозавридов и гораздо более крупной группы динозавров, к которой они принадлежали, — титанозавроформов.

Результаты исследования опубликованы в научном издании PeerJ.

Кстати, ранее оказалось, что первые динозавры эволюционировали значительно быстрее, чем предполагалось.