Стремительный летающий дрон ныряет как птица и выныривает как летучая рыба

Новый лёгкий летающий дрон AquaMav весит 200 граммов.

Новый лёгкий летающий дрон AquaMav весит 200 граммов.
Фото Raphael Zufferey.

Беспилотник AquaMav погружается под воду, берёт пробу, выныривает и возвращается к оператору.

Беспилотник AquaMav погружается под воду, берёт пробу, выныривает и возвращается к оператору.
Фото Ben Porter.

AquaMav складывает "крылья" и стремительно заходит в воду как морская птица.

AquaMav складывает "крылья" и стремительно заходит в воду как морская птица.
Фото Ben Porter.

AquaMav со сложенными "крыльями".

AquaMav со сложенными "крыльями".
Фото Raphael Zufferey.

Новый лёгкий летающий дрон AquaMav весит 200 граммов.
Беспилотник AquaMav погружается под воду, берёт пробу, выныривает и возвращается к оператору.
AquaMav складывает "крылья" и стремительно заходит в воду как морская птица.
AquaMav со сложенными "крыльями".
Уже и ныряющим беспилотником никого не удивишь. И тем не менее новый прототип лёгкого дрона складывает "крылья" при заходе в воду на большой скорости как морские птицы-охотники и вырывается из глубины с лёгкостью летучей рыбы.

Один из самых захватывающих фрагментов фильмов о морских птицах – это охота олушей или бакланов. Они на огромной скорости как реактивные снаряды врезаются в морскую гладь, с потрясающей точностью настигая добычу. Чем не прекрасный источник вдохновения для создания беспилотного летательного аппарата класса воздух-вода-воздух?

Переход дрона из воздуха в воду и обратно уже был продемонстрирован несколькими командами инженеров. В 2016 году мы писали о прототипах Loon Copter и CRACUNS. Оба они представляют собой квадрокоптеры, которые аккуратно садятся на поверхность водоёма, затем плавно погружаются и перемещаются из горизонтальной плоскости в вертикальную для движения под водой.

Инженеры из Имперского колледжа Лондона во главе с Мирко Ковачем (Mirko Kovac), создателем "летающего принтера", решили сделать более универсальный аппарат, который сможет мгновенно переходить из одной стихии в другую, чтобы собирать пробы воды с глубины. Для этого они отказались от классической модели с четырьмя пропеллерами в пользу вытянутой формы, напоминающей истребитель или крылатую ракету.

Новый беспилотник AquaMav весит всего 200 граммов и уверенно держится в воздухе, благодаря широко расставленным "крыльям". Но когда приходит время окунуться, устройство их складывает вдоль тела, точно так же, как это делают морские птицы, и, не снижая скорости, входит в воду.

Беспилотник AquaMav погружается под воду, берёт пробу, выныривает и возвращается к оператору.

Для осуществления всплытия после забора проб на борту дрона имеется капсула с углекислым газом. Диоксид углерода вырывается через трубку, создавая реактивную струю, которая выбрасывает беспилотник из воды. После этого аппарат снова расправляет крылья и с помощью тяги носового винта за одну секунду разгоняется до 40 километров в час.

Время автономной работы устройства составляет 14 минут. При максимальной скорости полёта 48 километров в час этого хватит, чтобы удалиться от оператора на пять километров, собрать необходимые материалы во время погружения и вернуться обратно. Таким образом, AquaMav в теории может быть использован для исследования многих опасных и недоступных для человека мест, включая зоны техногенных и природных катастроф.

"Во время чрезвычайных ситуаций, таких как крупный разлив нефти, AquaMav может лететь на поиски открытых участков воды и погружаться для сбора образцов или записи параметров окружающей среды, – рассказывает Ковач в пресс-релизе Колледжа. – Беспилотный аппарат может быстро прилететь на место и вернуться на базу с собранными материалами".

Авторы работы, опубликованной в журнале Interface Focus, считают, что их изобретение может пригодиться и для менее экстремальных условий.

Так, AquaMav может быть использован для замера солёности, проверки качества воды в водоёмах и изучения климатических изменений. В настоящее время команда Ковача объединилась с группой океанологов, чтобы испытать прототип в различных погодных и водных условиях.