Оркестр Когана представляет "Классику для всех"

Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана предлагает серию "Классика для всех". 16 ноября будут исполнены произведения Сибелиуса, Грига, Чайковского и Глазунова.

Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана предлагает вниманию зрителей серию "Классика для всех", являющуюся важной частью просветительской миссии прославленного коллектива и продолжающую традицию общедоступных концертов.

Программы цикла включают в себя опусы признанных композиторов-симфонистов, ставшие визитной карточкой их неповторимого стиля для знатоков, а для любителей – надежным ориентиром в мире академической музыки.

Сезон 2019/2020 представит работы великих мастеров второй половины XIX века – скандинавских композиторов Эдварда Грига, Яна Сибелиуса и русских – Петра Ильича Чайковского и Александра Константиновича Глазунова. Дирижером выступит необычайно талантливый музыкант, профессор Центральной консерватории музыки в Пекине, художественный руководитель и главный дирижер Губернаторского симфонического оркестра Кузбасса в Кемерово Тао Линь.

Первое отделение откроет симфоническая поэма финского композитора Яна Сибелиуса "Финляндия". Судьба ее неразрывно связана с историческими событиями, ознаменовавшими конец XIX века в истории Финляндии. В финале столетия Сибелиус создает цикл, состоящий из увертюры и шести музыкальных картин, иллюстрирующих историю и мифологию финнов. Последняя из них, картина "Пробуждение Финляндии", была впоследствии переработана автором в самостоятельную симфоническую поэму, получившую громкое признание не только у себя в стране, но и за рубежом. В музыке в сдержанных, даже суровых красках изображена картина духовной жизни, чаяний и надежд финского народа. Шедевр Сибелиуса немногословен, но оставляет потрясающее впечатление величавой эпической фрески. Этому способствует не только монументальный состав оркестра, но и самобытный характер музыкальных тем, которые можно подчас принять за подлинно фольклорные.

Творческий путь первого норвежского композитора, добившегося громкого успеха в Европе – Эдварда Грига – также проходил в обстановке необычайного подъема национального самосознания в Норвегии, усилившегося интереса к ее историческому прошлому, искусству и фольклору. Именно бытовой мелос стал для Грига неиссякаемым источником вдохновения, пронизывающим все его творчество. Он писал: "Я вычерпывал богатую сокровищницу народных песен Родины, и из этого, до сих пор не исследованного, изучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство...".

Неповторимый норвежский колорит отличает Концерт для фортепиано с оркестром Грига.

Три его части имеют стройную романтическую драматургию: страстный порыв чувств и светлая лирика в первой части, глубокая внутренняя сосредоточенность во второй и блестящая народно-жанровая картина в третьей. Все произведение связано единой линией симфонического развития, направленной к кульминации – гимнической коде финала, в которой на первый план выступает характер могучей Норвегии, воплощенной в истинно народных темах.

Сольную партию исполнит один из ведущих американских пианистов современности – Дерек Хан, оригинальный исполнительский стиль которого отмечен особой одухотворённостью, необычайной технической беглостью и кристальной ясностью воплощения замысла композитора.

Восхищаясь талантом Грига – своего близкого единомышленника, Петр Ильич Чайковский в 1888 посвятил ему увертюру-фантазию "Гамлет", написанную под впечатлением от одноименной пьесы Уильяма Шекспира. Очевидно, образ Гамлета, как его трактовали в романтически раздвоенном, полном колебаний XIX веке, был близок Чайковскому своим душевным смятением, борьбой с неумолимой судьбой, стремлением отрешиться от действительности и уйти мир мечты. Замысел написать сочинение на тему "Гамлета" Чайковский вынашивал более десяти лет, примериваясь с разных сторон к "чертовски трудному" для музыкального воплощения сюжету и портрету противоречивого принца Датского. В итоге, идея создать скромную пьесу для малого состава оркестра в драматическом театре переросла в развернутую самостоятельную программную фантазию для большого симфонического оркестра.

Увертюра Чайковского с ее поистине театральной глубиной воплощения драматического замысла, изобретательной оркестровкой и красотой проникновенных песенных мелодий стоит в одном ряду с лучшими творениями мастера. Роднит с ними и тень неумолимой зловещей судьбы, выражением которой в произведении становится властная тема призрака отца Гамлета, – она открывает увертюру, грозно появляется в кульминационный момент драмы и затем истаивает с последними аккордами в финале.

Завершением необычайно насыщенного вечера станет концертная сюита из балета "Раймонда" Александра Глазунова – одного из величайших композиторов, жившего на сломе двух противоречивых эпох – XIX и XX столетий. Обратившись к балетной музыке уже в зрелом возрасте, он использовал в ней свой опыт мастера яркого и красочного оркестрового письма. Глазунов обладал уникальной способностью претворять в стандартных танцевальных формах живые, одухотворенные музыкальные образы.

Так и в балете "Раймонда" сосуществуют два мира: полный благородства и рыцарского достоинства мир идеализированного Средневековья, в котором обитает главная героиня Раймонда, и варварский мир необузданных диких страстей, олицетворяемый сарацинским царем Абдерахманом и его свитой.

Эти противоположные образные сферы нашли свое отражение в музыкальной драматургии сюиты, составленной из нескольких эпизодов оригинального балета. Красота оркестровой ткани, эффектная изобразительность и мелодическая щедрость сочетаются в ней с драматическим противопоставлением контрастных полюсов – возвышенного "европейского" и притягательного в своем блеске "восточного".

Концерт серии "Классика для всех" состоится 16 ноября в 19:00 в Большом зале Консерватории им. П.И. Чайковского.