В конце 1990-х гг., когда в Корейской Народно-Демократической Республике после нескольких лет неурожая и бесхозяйственности наступил голод.Москва, 19 октября - "Вести.Экономика" В конце 1990-х гг., когда в Корейской Народно-Демократической Республике после нескольких лет неурожая и бесхозяйственности наступил голод, в результате которого погибло около 600 тыс. людей, на Западе прогнозировали скорый коллапс тоталитарного коммунистического режима.

Прошло 20 лет, а КНДР до сих пор на политической карте и уже третье поколение династии Кимов продолжает пугать не только азиатский регион, но и весь мир оружием массового поражения. Однако сегодня северокорейский режим, похоже, приближается к своему логическому концу. Более того, по мнению ряда наблюдателей, это может произойти в течение ближайших десяти лет.

Длительная выживаемость северокорейского правительства объясняется его готовностью использовать радикальные меры, наличием ядерного оружия и доступом к экономическим ресурсам. Для сохранения КНДР необходимы все эти три элемента, но между ними имеются многочисленные противоречия, которые в итоге и приведут к развалу возглавляемого Ким Чен Ыном государства, пишет в The National Interest американский эксперт Джейми Метцл.

Жесткие методы усмирения народа лежит в основе северокорейской системы. Комиссия ООН по расследованию нарушений прав человека в КНДР сообщает о ∎систематических, широкомасштабных и грубых нарушениях прав человека∎, включая пытки, убийства, изнасилования и концентрационные лагеря по типу ГУЛАГа, что, по мнению комиссии, является ∎преступлением против человечности∎. Без таких мер, контролирующих каждый аспект жизни граждан, режим бы рухнул.

Западные СМИ смакуют детали визита Майка Помпео в Северную Корею. Американскому госсекретарю пришлось идти на переговоры без переводчика, а его телохранитель был вынужден сдать оружие. Дипломат пытался отшутиться, но изменить условия не смог.

После первой войны в Персидском заливе, когда не имеющий ядерного оружия Саддам Хусейн не мог ничего противопоставить возможному вторжению американцев в Ирак, Пхеньян ускорил свою ядерную программу. Северная Корея провела уже три ядерных испытания, протестировала запуск баллистической ракеты с подводной лодки и стремительно приближается к созданию миниатюрных ядерных бомб.

Однако дальнейшее развитие северокорейской программы ядерного оружия вызывет недовольство Китая, основного экономического союзника КНДР. Поднебесная - единственный значимый торговый партнер Северной Кореи - обеспечивает 90% импорта энергоносителей и большую часть продовольствия. Пекин умело балансирует между мягким давлением на режим Ким Чен Ына с целью замедления его ядерной программы и экономической помощью КНДР, прежде всего потому, что китайцы опасаются появления американских войск на своей границе в случае краха Пхеньяна.

Следует также учитывать, что северокорейская ядерная программа нацелена не только на США и Японию, но также является сдерживающим фактором усиления влияния Пекина на Пхеньян. Это также неприемлемо для китайцев, которые в ответ увеличат экономическое давление на КНДР, что приведет к уменьшению северокорейско-китайских связей.

Предвидя возможное сокращение китайской помощи, Пхеньян начал искать другие источники финансовой поддержки. Россия - давний друг КНДР - была бы отличным вариантом, но Москва сама борется с жесткими санкциями Запада. Южная Корея, которая когда-то оказывала значительную помощь Северу за чисто символическую плату в рамках ∎солнечной политики∎ бывшего президента Ким Дэ Чжуна, не пойдет на это без существенных уступок.

Не имея других вариантов помощи, экономическая реформа становится единственным выбором для Севера. Лидеры КНДР, похоже, это понимают и уже начали программу незначительных экономических преобразований, в рамках которых руководителям предприятий разрешается устанавливать повышенную зарплату работникам, а фермерам оставлять у себя больше урожая.

Но экономическая реформа не может быть успешной без политических изменений. Больший доступ к информации и свободное передвижение людей и товаров - важнейшие элементы реформирования экономики.

Однако эти изменения могут подорвать легитимность режима и в конечном итоге заставят Ким Чен Ына ради своего сохранения приостановить экономические преобразования. Без логического движения вперед правительство КНДР рухнет под тяжестью собственных проблем и противоречий. Хорошая новость в том, что крах будет выгоден практически всем.

Северокорейский народ, наконец-то, свободно вздохнет после десятилетий сталинского режима, КНДР, после переходного периода под юрисдикцией ООН и референдума, воссоединится с Южной Кореей, приняв южнокорейскую государственную систему, исчезнет ядерная держава-изгой в центре Азии, а Китай получит ценного торгового партнера в лице единой Кореи.