Нефть одновременно оказывается под давлением и обретает поддержку - за счет "жесткой" линии Дональда Трампа как в отношении Китая, так и Ирана

Москва, 17 сентября — "Вести.Экономика" Нефть одновременно оказывается под давлением и обретает поддержку — за счет ”жесткой” линии Дональда Трампа как в отношении Китая, так и Ирана. В этих условиях на нефтяном рынке также будут наблюдать за выборами в Конгресс США, отмеченными ужесточением противостояния между президентом и, так и не принявшим его, американским политическим классом.
 

 

Уценка ”ураганизации”

Цены на нефть поддерживаются опасениями по поводу новых санкций США против Ирана (в связи с чем, на минувшей неделе ценовые графики поднимались выше $79 за баррель), но одновременно продолжают оставаться под давлением рисков обострения торговых войн, не смотря на достигнутые, вроде бы, накануне договоренности о возобновлении переговоров между Вашингтоном и Пекином. На таком фоне в понедельник к 15:52 мск фьючерсы на нефть Brent регистрировались на уровне $78,6 за баррель против уровня $77,27 за баррель неделей ранее.

На текущей неделе, рассказал глава отдела стратегий Saxo Bank на товарно-сырьевом рынке Оле Хансен, ”стоимость нефти марки Brent останется в пределах от начала $70 до начала $80 за баррель с краткосрочным риском преодоления сопротивления и роста до отметки в $80-82 за баррель”.

Цены на нефть, предположил директор аналитического департамента ИК ”Регион” Валерий Вайсберг, продолжат находиться вблизи отметки $80 за баррель, так как последствия урагана ”Флоренс” и отсутствие существенного роста предложения от ОПЕК+, скорее всего, перевесят сезонное снижение спроса со стороны НПЗ.

Напомним, накануне ураган ”Флоренс” достиг американского побережья, и хотя при этом отмечалось, что его мощь несколько ослабла, пока власти призывают население прибрежных Штатов не расслабляться. Но так или иначе, ”ураганные” риски оказали поддержку нефтяным котировкам, вкупе с данными Минэнерго США о существенном снижении запасов нефти в стране. По оценке управления энергетической информации министерства, за неделю, завершившуюся 7 сентября, коммерческие запасы нефти в Соединенных Штатах сократились на 5,3 млн баррелей до 396,2 млн, хотя аналитики ожидали более умеренного снижения на 1,3 млн баррелей. Правда, запасы нефтепродуктов за указанный период выросли. А добыча нефти за неделю уменьшилась на 100 тыс баррелей до 10,9 млн баррелей в сутки. Тогда как по сообщению американской нефтегазовой сервисной компании Baker Hughes, a GE Company (BHGE), по результатам недели, завершившейся 14 сентября, количество работающих нефтяных буровых установок в Штатах увеличилось на семь до 867 единиц.

При этом ОПЕК, как следует из опубликованного на прошлой неделе сентябрьского доклада организации, повысила прогноз по добыче нефти в США на 30 тыс баррелей в сутки — до 10,56 млн баррелей в сутки в 2018 г. и до 11,51 млн баррелей в сутки в 2019 г. Примечательно, что для России ОПЕК сохранила прогноз по добыче ”черного золота” на уровне 11,15 млн баррелей в сутки в текущем году, и 11,17 млн — в следующем.

В подобных обстоятельствах замдиректора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков ожидает краткосрочного давления на котировки нефти, в связи с возможным введением дополнительных экспортных пошлин на китайский импорт в США, а также ослаблением влияния на рынок сезона ураганов. Кроме того, планировалось, что 17 сентября объединенный технический комитет ОПЕК+ рассмотрит вопрос о распределении дополнительных объемов квот между странами-участницами соглашения. ”И в то же время среднесрочные ожидания по поводу возможного роста дефицита на рынке, из-за введения американских санкций в отношении Ирана с 4 ноября, а также снижения добычи в Венесуэле и рисков перебоев поставок из Ливии помешают существенному снижению котировок. В течение недели ожидаем котировки марки Brent в диапазоне $76-80 за баррель”, — пояснил Танурков.
 

 

Ценность институционализации

Кстати, в целом, ОПЕК понизила прогноз роста спроса на нефть в 2018 г. на 20 тыс баррелей в сутки (по сравнению с августовским прогнозом) до 1,62 млн баррелей в сутки – при общем спросе на уровне 98,82 млн, а также уменьшила прогноз по росту предложения нефти от стран вне картеля до 2,02 млн баррелей в сутки. А что касается Ирана, то по оценке картеля, тамошняя нефтедобыча в августе, по сравнению с июлем, сократилась на 150 тыс баррелей в стуки до 3,584 миллиона баррелей в сутки.

И пока аналитики продолжают спорить о том, как скажутся на нефтяном рынке заявленные планы США по введению новых санкций против Ирана и о том, можно ли ожидать, например, что другие страны откажутся от покупки до 2 млн баррелей в сутки от нынешних объемов иранской нефти? Некоторые эксперты, к примеру. ссылаются на то, что в Иране, научившемся обходить санкционные препоны в предыдущие годы, пусть и не без издержек, но все же сумеют сохранить свой нефтяной экспорт.

В долгосрочной перспективе, подчеркнул Василий Танурков, снижение экспорта из Ирана составит существенно меньшую величину, нежели максимально возможные 2 млн баррелей. Хотя краткосрочно вероятны достаточно заметные перебои в поставках, в связи с нехваткой танкеров и невозможностью их страхования. В то же время, за счет допуска азиатских инвесторов к добыче в Иране, а также перехода на расчеты в национальных валютах, в долгосрочной перспективе удастся смягчить последствия американских санкций для иранской стороны. Тем более, с учетом заинтересованности ЕС в сохранении ядерной сделки с Тегераном, оговорил заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА.

”Пока мы видели только начало снижения экспорта иранской нефти. И на текущем этапе ожидаем, что Индия и Китай будут поддерживать высокий уровень спроса. Но очень вероятно, что уровень добычи упадет до 1 млн баррелей в сутки”, — допустил Оле Хансен. И поскольку в этих условиях, в частности, и на заседании министерского комитета ОПЕКА+ в конце сентября в Алжире, как ожидается, также может обсуждаться вопрос о повышении квот на добычу, ОПЕК и России потребуется приложить немало усилий для того, чтобы увеличение объемов добычи нефти не стало угрозой для роста цен. Хотя, несмотря на протесты со стороны Ирана, вероятнее всего, те, кто могут, в дальнейшем повысят уровень добычи, заметил глава отдела стратегий Saxo Bank на товарно-сырьевом рынке.

При этом перспективы решения по долгосрочному сотрудничеству и институционализации ОПЕК+, которое, по словам главы Минэнерго РФ Александра Новака, предполагается рассмотреть в конце этого года, в целом, воспринимается, как позитивные для рынка. Так Василий Танурков тоже упомянул, что к концу года дополнительным фактором поддержки для котировок нефти может стать заключение долгосрочного соглашения между странами ОПЕК+.
 

 

Цена персонализации

Впрочем, на сегодня внимание аналитиков, в большей мере, приковано к коллизиям, неожиданно возникшим вокруг, казалось бы, уже решенного вопроса о проведении новых консультаций между Вашингтоном и Пекином. На прошлой неделе их анонсировал глава Национального экономического совета Белого дома Ларри Кудлоу, сообщивший о том, что министр финансов США Стивен Мнучин направил приглашение китайской стороне о возобновлении торговых переговоров. Соответствующее объявление было сделано после того, как президент США Дональд Трамп на днях пригрозил реализовать "жесткую позицию" в торговле с КНР, введя пошлины на импорт китайских товаров стоимостью $267 миллиардов в дополнение к уже действующим.

Причем, констатировал Оле Хансен, новые переговоры между странами были намечены с участием представителей более 85 американских промышленных групп, объединившихся в коалицию для борьбы с политикой пошлин. ”Кампания против торговой политики американского президента, который и без того находится под давлением — явно не то, что ему нужно в преддверии ноябрьских промежуточных выборов. Но если эскалация все же произойдет, это, несомненно, негативно отразится на нефти, учитывая потенциальное влияние на рост и спрос”, — сформулировал эксперт.

Между тем, как известила газета Wall Street Journal, президент США Дональд Трамп планирует объявить о введении новых пошлин на импорт китайских товаров и услуг на сумму $200 млрд уже 17-18 сентября. В этом случае, источники издания предполагают, что китайская сторона может отказаться от участия в новом раунде торговых переговоров с США.

Впрочем, и выше упомянутые заявления, уточнил замдиректора Института США и Канады РАН, Виктор Супян, вполне могут вписываться в привычную манеру поведения президента США Дональда Трампа, который поначалу завышает ставки с тем, чтобы усилить давление на контрагентов и далее добиться от них необходимых уступок. В таком случае, при возобновлении в дальнейшем торговых переговоров каких-то компромиссов, видимо, следует ждать, как от Китая, так, в определенной степени, и от США. К слову, не случайно Дональд Трамп, обещавший в период избирательной кампании ввести 50-процентные пошлины на китайские товары, пока все же оперирует меньшими величинами, отметил Супян.

Вместе с тем, очевидно, указал он, что нынешний хозяин Белого дома не способен преуспеть также в выполнении своего обещания избирателям – вернуть в страну производства, выведенные компаниями за рубеж, в силу более выгодных тамошних условий. Да и само это обещание, похоже, обусловлено несколько упрощенным пониманием соответствующих процессов. В частности, указывая на отрицательное сальдо в торговле с КНР и призывая к сокращению импорта из Поднебесной, Дональд Трамп, вероятно, не вполне осознает значимость последнего для внутреннего потребления. Ведь если искомые товары будут производиться в самих США, они рискуют подорожать едва ли не вдвое. При этом примечательно, что сегодняшняя ситуация отмечается усилением фактора персонализации в политике Вашингтона. И это также способно негативно сказаться на предстоящих 6 ноября выборах в Конгресс, в ходе которых позиции республиканцев, и в самом деле, рискуют ухудшиться – даже не из-за активизации межпартийной борьбы, но вследствие обострения противостояния между президентом и, так и не принявшим его, американским политическим классом, заключил заместитель директора Института США и Канады РАН.

Таким образом, за исходом рутинных американских парламентских выборов, похоже, будут пристально наблюдать и на нефтяном рынка — с прицелом на последующие сюжетные повороты.

Наталья Приходко