Без воды, отопления и электричества. В коммунальном кошмаре выживает целый микрорайон в Чехове. Многоэтажки несколько лет назад выросли посреди дачных участков, а теперь им грозит снос. В Подмосковье это далеко не единственный случай. Застройщики возводят жилье, распродают квартиры, а затем огородами и уходят.

Покупатели квартир в многоэтажках, что всходят циклопическими сорняками вместо редиски и укропа посреди огородов, кто они — жертвы мошенников или аферисты? Администрация подмосковного Чехова вынуждена разбираться с целым микрорайоном коммерческого самостроя.

"Они в курсе, что здесь была организована, в определенном смысле, мошенническая схема по приобретению жилья. Потому что купили они, на самом деле, долю в индивидуальном жилом доме", – говорит Игорь Пруцаков, заместитель главы администрации г. о. Чехов.

Действительно, земля выделялась под индивидуальное жилищное строительство, а уже после возведения домов застройщик нарезал каждый этаж на доли и распродал их под видом отдельных квартир. В 2015-м эти незаконные постройки приговорили к сносу, но собственникам удалось изменить целевое назначение земли под малоэтажное строительство.  

"Наложен судебными приставами запрет на отчуждение. Я никак не могу передать часть домов жителям", – говорит представитель компании- застройщика Максим Омельченко. Но застройщик лукавит, ведь разрешения на коммерческое многоквартирное строительство по-прежнему нет, а значит, ни о каком вводе в эксплуатацию и подключении к городским коммуникациям не может быть и речи. Если снос все же состоится, никакой компенсации жильцы не получат.

Точно такой же многоквартирный дом в огороде, только в Красногорске: 96 квартир, около 150 жителей. Уже есть решение суда о сносе. Застройщики — некто Мазиленко и Швырев – собрали с клиентов более ста миллионов рублей.

"Надеялись на дачную амнистию, на этом и реклама строилась – что у нас дом стоит на индивидуальном участке, но дачная амнистия узаконит наш дом", – рассказал председатель ТСЖ Михаил Куркан.

То есть, покупатели изначально соглашались на некую махинацию, соблазнялись дешевизной – однокомнатная квартира стоила чуть больше миллиона.

Проблемы у людей начались из-за того, что, платя деньги, как они думали, за квартиры, на деле они приобретали абсолютно виртуальные доли: 1/96, 1/57, 1/114. Даже 7/480 доли в праве, неизвестно на что – фактически на кусок огорода. Непонятно, как подобные документы проходили государственную регистрацию.

Суд обязал жильцов самим снести дом, долями собственности которого они и владеют, но шансы, пусть и небольшие, сохранить жилье есть.  "Зависит от размеров. Если мы говорим о ситуации, когда дом, который был разделен для небольшого количества семей, условно 10 семей, в этом случае возможно решение проблемы. Например, можно зарегистрировать это строение как индивидуальный жилой дом", – пояснил юрист московского Союза садоводов Ваге Рыбченко.

Еще один дом на 72 квартиры, возведенный в Дмитровском районе компанией ульяновского депутата Рината Шайдуллина на участке, изначально предоставленном под коттедж. "Депутат совершил мошеннические действия, завладел денежными средствами дольщиков, заранее зная, что дом не будет сдан в эксплуатацию", – отметила Ольга Врадий, старший помощник руководителя ГСУ СК Росии по Московской области.

Обманутые люди потребовали вернуть деньги. Шайдуллин отказался. Горе-строителя задержали прямо на совещании.  Теперь, на то, чтобы легализовать жилой комплекс, оформить землю, подключить коммуникации, требуются огромные деньги.

Но хотя каждый такой самострой – настоящая головная боль для чиновников, надо признать, что подмосковные власти не спешат рубить с плеча.