Москва, 27 декабря - "Вести.Экономика" Масштабы проблемы недооценены, так как инвесторы не распространяются о потерях.

Фото: PxHere

Многие представители китайского среднего класса несут крупные проблемы из-за повторяющихся дефолтов на рынке теневого банкинга. Финансовые продукты, обещавшие высокую доходность, показались привлекательными многим, отмечает Financial Times. Однако полностью оценить масштаб бедствия сложно, так как несостоявшиеся инвесторы предпочитают молчать о своих потерях.

Многие потери были связаны с платформами однорангового кредитования. В I квартале 2018 года объем непогашенных кредитов в Китае превысил 1,2 трлн. юаней ($174 млрд.), однако, сократился до 800 млрд. после того, как сотни платформ были закрыты. Однако обанкротившиеся компании забрали с собой и инвестиции своих клиентов.

Тем не менее, трудно оценить реальный объем теневого банковского сектора КНР, который привлекает индивидуальные и корпоративные сбережения процентными ставками, превышающим официальные депозитные ставки и выдающих займы под более высокие проценты. В теневые банковские учреждения вовлечены не только одноранговые платформы, но и трастовые компании, продающие продукты по управлению активами, онлайн-компании, ломбарды и большое количество неформальных кредиторов. Эксперты, опрошенные FT, полагают, что в секторе происходит значительный рост.

Согласно декабрьскому отчету Moody's, около 169 млн китайцев, или около 12% населения, инвестировали в онлайн-продукты по управлению активами, что на 66% больше, чем два года назад. По сути, они вкладывают деньги в теневую банковскую систему.

Другие статистические данные, цитируемые Moody's, также указывают на то, что средства, находящиеся под управлением одноранговых платформ, удвоились за последние два-три года. Резкий рост онлайн-инвестиций отражает ∎желание получать прибыль выше ставок по депозитам∎, говорится в заявлении агентства.

Частные лица и компании со сбережениями, включая государственные предприятия и некоторые предприятия с иностранными инвестициями, предоставляют кредиты на рынке небанковского финансирования. Это на руку малым предприятиям, которые плохо обслуживаются официальными банками, физическим лицам без кредитных карт и более крупным предприятиям, которые исчерпали свои возможности для заимствований у государственных банков.

Теневой бизнес привлекает и крупных заемщиков. Так по данным Financial Times, китайский конгломерат HNA привлек миллиарды через одноранговые платформы и другие небанковские каналы финансирования. В августе, на фоне роста числа отключений таких платформ, компания не смогла произвести оплату отдельным инвесторам, включая некоторых своих сотрудников.

Китайское правительство впервые было предупреждено о рисках, связанных с теневым банкингом во время ряда серьезных обвалов в 2015 году, после серии шумных акций протеста и даже гражданских арестов среди инвесторов из среднего класса. В апреле 2017 года президент Китая Си Цзиньпин заявил, что ∎финансовая безопасность является важной частью национальной безопасности∎. При этом за ситуацией внимательно следят правоохранительные органы. Так что наученные горьким опытом инвесторы предпочитают терять свои деньги молча.