Московский детский морской центр может пойти ко дну

Детский морской центр имени Петра Великого, похоже, может пойти ко дну из-за равнодушия. С приходом нового руководства флот уникальной школы, где морской романтикой заболевают с детства, решили отправить на металлолом. Якобы суда небезопасны для детей. Однако у педагогов и учеников своя версия. Есть ли шансы выиграть этот морской бой?

SOS — спасите наши души! Сигнал бедствия от юных моряков связан не со штормом. Детский морской центр имени Петра Великого тонет в пучине бюрократической черствости. В офицерской кают-компании — общий сбор экипажей по тревоге.

"Когда к нам пришло новое руководство, они сказали: у нас стоит основная задача — избавиться от флота. Если опираться на опыт предыдущих клубов, то после продажи и утилизации судов клубы закрывались в течение полугода-года", — подчеркивает старший механик учебного судна "Сайма" Иван Жатько.

Распилить на металлолом предписано уникальную детскую флотилию — учебный катер, судно "Беляков", морской лайнер "Сайма и гордость клуба — охотник за подводными лодками "Ленинград".

"Если все это уничтожить, восстановить это будет невозможно. Корабли на ходу, на них затрачены сотни миллионов рублей. Корабли пошли на ремонт, и возвращать их оттуда "на иголки" — это преступление", — убежден заведующий кафедрой судовождения Николай Никольский.

Клуб юных моряков основан еще в 1957-м году знаменитым полярником Папаниным. За эти 59 лет практику на действующих теплоходах прошли тысячи мальчишек и девчонок. Учились морскому делу, драили палубы, стояли на вахтах рулевыми. На капитанский мостик поднимаются юнги разных поколений, сами ставшие капитанами. Судьба для них определилась в этой ходовой рубке.

"Ходили в походы, больше всего мне это запомнилось. Работали руками. 14 лет мне было, управлял этой "Саймой", ходили в Питер", — вспоминает капитан теплохода "Сергей Кладько" Роман Мохов.

Новоиспеченный начальник детского морского центра утверждает, что учебные суда положено утилизировать ввиду износа.

"Департамент имущественных отношений города Москвы принял решение о списании судов на основании актов дефектации, выданных речным регистром, о том, что суда не предназначены и непригодны для детей с точки зрения безопасности", — утверждает в интервью программе "Вести-Москва" руководитель московского городского детского морского центра им.Петра Великого Анатолий Фатеев.

"В 2010 теплоход "Сайма" прошел большущий ремонт со 100-процентной заменой подводной части, со 100-процентной заменой всех систем, ремонт электрооборудования", — рассказывает второй механик учебного судна "Сайма" Михаил Трифонов.

Та же ситуация — и с флагманом "Ленинград". На ремонт потрачено 10 миллионов рублей. Но дело не только в деньгах. Капитаны, посвятившие своим кораблям и воспитанникам всю жизнь, не в силах сдержать слез.

"Мне жалко пароход, который я делал своими руками. Делали, делали — а теперь все это пилить? Ну как это можно?" — спрашивает капитан учебного судна "Ленинград" Алексей Синицын.

В прошлом году три из четырех кораблей без объяснений задержали в Городецком судоремонтном заводе, сняв с них ходовые винты. Педагоги клуба подозревают, что клуб уничтожают ради баснословно дорого участка земли — берега канала имени Москвы рядом с Ленинградским шоссе.

"Дети не будут ходить без флота, потом они закроют клуб, а территория огромная, она отойдет какому-то частному хозяину", — уверен помощник механика учебного судна "Сайма" Александр Медведев.

Но подросткам, заболевшим флотской романтикой, объяснить это невозможно. Школьники Коля и Андрей в свои 17 — состоявшиеся профессионалы, судовые механики. На учебном судне Сайма — с 11 лет.

"За эти шесть лет много чему научились. Если опустить формальности и управление двигателем и генераторами, а также слежение за приборами, то в принципе каждый день практики — это школа жизни. Лично я на этом корабле вырос, сами родители говорят: отправили учиться шкета, а вернулся мужик", — подчеркивает воспитанник московского детского морского центра им.Петра Великого Николай Орлов.

Но о детях никто из чиновников, похоже, даже не подумал. Пока детскую флотилию не распилили, ее еще можно спасти от гибели. Как пел Владимир Высоцкий — "хочется думать, что это не так, что сжигать корабли скоро выйдет из моды".

После того, как сюжет вышел в эфир, ситуацию прокомментировали в столичном департаменте образования. И комментарий этот внушает надежду.

"Годы постройки тех кораблей, которые уходят на списание, — это 1937, 1951, 1965 и 1979-й. С августа 2013 года ни один из этих кораблей не пригоден к эксплуатации. Взамен этих судов будут приобретены два судна, которые полностью обеспечат потребность учащихся в мореплавательной практике. Ориентировочный срок — это лето", — пообещал заместитель руководителя департамента образования Москвы Игорь Павлов.