10 лет санкций: экономика Ирана на коленях



Первые санкции против Ирана были введены ещё в далёком 1979-м, сразу после революции. Однако наиболее жёсткая блокада, снятая буквально на днях, просуществовала 10 лет - с 2006-го года, когда Тегеран отказался замораживать ядерную программу.

Часть анти-иранских санкций кажется до боли знакомой, ведь сюда включался запрет на инвестиции в нефтегазовую промышленность, а так же на ведение бизнеса со Стражами Исламской революции - это люди, наиболее близкие к президенту и к духовному лидеру.

Были и перегибы - вроде отключения от SWIFT. Тегеран порой горячился с ответом - чего стоит только запрет на импорт смартфонов, автомобилей или компьютеров! В целом санкции прошлись по Ирану, как торнадо. Но обо всём по порядку.
1. Нефть

До ужесточения санкций, Иран добывал больше 4-х миллионов баррелей нефти в день, и занимал второе место по объёмам добычи в ОПЕК. После эмбарго, производство упало на миллион с лишним баррелей.

Добыча нефти в Иране, в млн. барр. в день



Экспорт пострадал ещё сильнее. На пике он составлял 2,2 миллиона, а рухнул до 860 тысяч баррелей. Углеводороды - это 80% экономики Ирана, так что США ударили по больному месту. По оценкам экспертов, энергетический сектор ежегодно недополучал порядка $ 60 млрд инвестиций.

Самым эффективным оружием стал запрет на страховку морских перевозок иранской нефти. 95% мирового танкерного флота подчиняется европейским правовым нормам, и решение ЕС обвалило экспортные доходы Ирана больше чем на 40%.
2. Валюта

Динамика иранского реала с 2010 по 2015 годы



За 10 лет санкции почти уничтожили иранский риал: против доллара он потерял свыше 80%. Неудивительно, что сильнейшим ударом стало нефтяное эмбарго в октябре 2010-го - только на нём одном валюта исламской республики просела на 10%.

Затем последовала "лёгкая" паника. Министр экономики уверенно рассуждал о стабилизирующемся риале, а буквально через несколько дней ЦБ Ирана заявил о девальвации на 8,5%. В январе 2013-го регулятору пришлось признать: инфляция достигла исторического максимума в 27%. Причём эксперты сразу заявили о беспардонном занижении официальной статистики. Реальный рост цен в Иране мог составлять от 50 до 70%
3. Финансы

Состояние финансов Ирана можно назвать плачевным. Дефицит бюджета в годы санкций составлял от 30 до 50 млрд долларов. За рубежом было заморожено больше 100 млрд долларов капитала Стражей Исламской революции - то есть политической элиты страны.

ЗВР падали до низшей отметки в 80 млрд долларов, что для такой большой страны - сущие копейки. Банкам, отрезанным от SWIFT, приходилось платить наличными, золотом, или организовывать сложные бартерные сделки. В 2013 году Иран смог привлечь минимум зарубежных инвестиций: всего 3 млрд долларов. Что почти на 1,5 млрд меньше, чем в 2011-ом - до принятия жёсткого нефтяного эмбарго.

В статистике Всемирного Банка, Иран - одно из худших государств мира по соотношению зарубежных инвестиций к ВВП.
4. Качество жизни



С расстроенными финансами и гиперинфляцией "а-ля Веймарская республика" качество жизни иранцев упало дальше некуда. В некоторые моменты рост цен на овощи и фрукты достигал 100%, на мясо - 30%. И это - в неделю!

Даже для офисных сотрудников финансового центра Тегерана стейк стал роскошью, не говоря уже о повседневной пище простых иранцев. Вместе с нефтяным эмбарго власти Ирана отменили субсидии на горючее, воду и электричество. В результате бензин, стоивший всего лишь 40 центов за галлон, подорожал сразу в 6 с половиной раз.
5. Товары "не первой необходимости"



Иран, пытаясь защитить стремительно утекающие запасы валюты, запретил импорт автомобилей, смартфонов, компьютеров и всех прочих товаров, без которых можно обойтись. Но и в самом Иране производство автомобилей рухнуло на 45%. Многие компоненты закупались в Европе, а рассчитаться с поставщиками без SWIFT почти невозможно.

Иранцы летают очень старыми самолётами начала 80-х. Обновить авиапарк не получалось. Boeing и Airbus не имели права на бизнес с Тегераном, ведь запчасти могла использовать Иранская армия.

В исламской республике - острая нехватка дорогих медикаментов. Официального запрета ЕС и США не было. Но неоднозначный пункт о двойном использовании химикатов в военных целях и слабая экономика сделали своё дело: крупнейшие фармацевты покинули Иран.