"Новый, худший мир": Обама о тяжелом наследии Америки


EPA

Нынешняя поездка в Европу для Барака Обамы – последняя в должности президента США. Но он кое-что пытается успеть. Как заявил помощник президента России по внешней политике Юрий Ушаков, Обама пытается завести отношения Европы с Россией в такой тупик, чтобы новая администрация не смогла их наладить.

Нынешняя поездка в Европу для Барака Обамы – последняя в должности президента США. Но он кое-что пытается успеть. Как заявил помощник президента России по внешней политике Юрий Ушаков, Обама пытается завести отношения Европы с Россией в такой тупик, чтобы новая администрация не смогла их наладить.

"Вас ждет новый, худший мир", — заявляет с высокой трибуны гастролирующий по Европе Барак Обама. И это можно смело считать объективной оценкой лауреата Нобелевской Премии мира его же собственному восьмилетнему правлению. Правда, добавляет уходящий президент как бы между строк, все еще может быть хорошо, если немцы выберут себе правильного лидера, а Трамп не станет слишком своевольничать.

"Без сильного трансатлантического альянса нашим детям достанется худший мир, — говорит Барак Обама. — Кто бы ни был американским президентом, кто бы ни стал канцлером Германии, граждане, которые их выбирают, должны помнить об этом".

Речь здесь, конечно, не только про НАТО. С 90-х американцы пытаются подтянуть Европу к соглашению по трансатлантическому торговому партнерству. Это то, где "общими и едиными" для двух континентов признают в основном американские правила, вроде более либерального по сравнению с Европой регулирования ГМО.

"То, что в Великобритании победили сторонники Brexit, сторонники выхода из Европейского союза, то, что во Франции хорошие позиции на предстоящих выборах занимают евроскептики, сторонники Марин Ле Пен, других правых партий, то, что в Германии также поднимаются правые партии, евроскептики, говорит о том, что еврочиновники продолжают находиться под влиянием США, но народы европейских стран более находиться под влиянием США не желают", — отмечает политолог Виктор Олевич.

При той самой глобализации, к которой так стремился Обама, понятно, общие интересы на пользу гегемона важнее частных, а, значит, нации Старого света, уже лишившиеся политического суверенитета в ЕС и военного – в НАТО, новым соглашением хотят оставить и без экономического. Последствия наблюдательные европейцы могли увидеть на примере еще два года назад, когда их попросили сообща побороться с Россией.

"У нас почти нет торговли с США, но за время санкций она не уменьшилась, она выросла, — рассуждает политолог Андрей Манойло. — А вот с Европой торговый оборот упал в два-три раза. С Германией, например. Это очень серьезно. То есть европейцы отхватили по полной".

Уже заключенное Транс-тихоокеанское партнерство – то же самое, но на другой стороне планеты – как прямо говорил в начале года Обама, "заставит всех играть по американским правилам". Всех, кроме, конечно, Поднебесной, которую в документ не включили. Сдерживать ее в регионе, кстати, готовы еще и 100 тысяч военных США, которые, так уж совпало, больше всего беспокоятся о демократии в Южно-Китайском море – там, где, например, провозят 75 процентов поставок ближневосточной нефти в АТР.

"Намечавшийся в свое время Бараком Обамой формат G2, то есть КНР и США — он не то что развалился, а сделал КНР прямым противником, в том числе, кстати, и военным, для Соединенных Штатов", — считает политолог Алексей Мухин.

Ту самую Премию мира Обаме ведь дали как будто авансом: обещал же, например, уйти из Ирака и Афганистана. Но тут как-то не сложилось. Кабулу, как заявил своему Конгрессу президент только накануне, срочно нужны еще 12 миллиардов долларов на борьбу с боевиками, а государство Ирак, по мнению многих международных экспертов, за стенами "зеленой зоны" Багдада и вовсе теперь не существует. Как, впрочем, и Ливии – страны с когда-то лучшим уровнем благосостояния в Северной Африке.

"За 8 лет правления Обамы было истрачено порядка 6 триллионов долларов на войну по всему миру, — констатирует политолог Сергей Судаков. — Для "распространения демократии" по всему миру. Слишком дорого налогоплательщикам обходится политика Обамы".

Впрочем, кто остается главной целью для американской политики сдерживания, гадать не приходится. Очередной переворот в такой близкой и нужной Вашингтону Украине, втрое обрушил уровень жизни наших соседей, вернул Европе неонацизм, а российско-американским отношениям – температуру времен холодной войны.

"Он сделал настолько плохо, что любой другой президент сделает хорошо, — убежден политолог Дмитрий Абзалов. — Я бы на месте Обамы этим не гордился. Человек, который так и не вышел ни из одной войны, это, наверное, конечно, можно повесить на холодильник. С другой стороны, он дал хорошие стартовые позиции для нового президента. Президент может начать с чистого листа, таким образом".

Сам 44-й президент в своем курсе, похоже, не разочаровался. На прощание в том же европейском турне Обама предостерег своего преемника от сделок с Путиным. Вроде эпиграфа к наследию, которое хозяин Белого дома оставляет Трампу.

"Это громадные долги, растущие уже в геометрической прогрессии, страну, которая увязла во многих региональных конфликтах, которые будут тянуть из американского бюджета все больше средств, — продолжает Алексей Мухин. — Скорее всего, Дональду Трампу проще вообще отменить политику Барака Обамы, забыть о ней и выстраивать свою заново".

Тут, конечно, не стоит обольщаться. Привыкший давить конкурентов миллиардер едва ли станет мягким и уж тем более пророссийским политиком. Да и бороться, если он, конечно, этого захочет, ему придется для начала с местными элитами. Кстати, только в среду Трамп пообещал ввести запрет на лоббирование своей администрации.