Водные процедуры для Петра Первого: один из самых высоких памятников России готовят к летнему сезону. Рабочие спешат очистить стометровую бронзовую конструкцию от накопившейся грязи и привести в порядок электрику. Вместе с ними на высоту птичьего полета поднялась и съемочная группа ВГТРК.

Водные процедуры для Петра Первого: один из самых высоких памятников России готовят к летнему сезону. Рабочие спешат очистить стометровую бронзовую конструкцию от накопившейся грязи и привести в порядок электрику. Вместе с ними на высоту птичьего полета поднялась и съемочная группа ВГТРК.

Его форма всё ещё вызывает ожесточённые споры, но к содержанию уж точно претензий быть не может. Сложные стальные конструкции, энергосистемы, уходящая куда-то вверх арматура — все это и обеспечивает устойчивость гигантского многотонного памятника Петру Первому.

Дальше — по лестницам.

Это напоминает подъём на поверхность из глубокой шахты или заброшенного военного бункера. Глухой стук шагов, эхо голосов и полумрак.

Чтобы добраться до палубы, где стоит фигура Петра Первого, нужно преодолеть несколько лестничных пролётов и подняться на тридцатиметровую высоту.

По пути инженеры осматривают детали — не началась ли коррозия, всё ли в порядке с проводами. Снаружи открываются живописные виды. Крымский мост, Москва-Сити, Храм Христа Спасителя, набережная — всё как на ладони. Техперсоналу любоваться некогда: начало весны — время профилактических и ремонтных работ.

"Кроме, собственно, осмотра элементов, здесь имеется также система водоотведения, система электроосвещения", — говорит специалист группы надзора Салкарбек Шамканов.

Дальше — ещё выше, без спецподготовки уже нельзя. Даже экстремалы не рискуют.

"Пояс монтажника, обвязка альпинистская, карабины альпинистские, каска — строительная", — демонстрирует снаряжение инженер дежурной смены Михаил Бритвин.

— А страх хоть немного есть или нет?
— Нет, мы давно забыли, как это бывает.

Ещё несколько минут — и Михаил уже почти на стометровой высоте. Меняет сигнальные лампы — ночью памятник должны хорошо видеть пилоты летательных аппаратов.

Едва ли не самая сложная часть регламентных работ — обслуживание огромных Андреевских флагов, которых тут 15. Самый большой из них весит пять тонн. Каждый из них — это ещё и флюгер, и чтобы он исправно крутился вокруг своей оси, в поворотный механизм нужно исправно заливать специальную смазку.

Флаг скрипит, потому что смазывать ещё рано. Должно немного потеплеть — тогда со смазкой будет проще работать. А вот для чистки — самое время.

— Оттираем птичий помёт. Тут чаек много — пачкают облицовку.

Это кажется невероятным, но столь масштабную конструкцию очищают небольшой металлической щёткой. И всего два человека, по очереди. День кропотливого труда — и бронзовые волны в почти первозданном виде. На осмотр рабочие будут приходить сюда раз в неделю. Памятник, может, и спорный, но выглядеть и функционировать должен безупречно.