
Патовая ситуация
Так как ни одно из обещанного ФРС США в 2016 г. четырехкратного повышения ставки пока не было предпринято, ожидания, связанные с решением регулятора по итогам двухдневного заседания 20-21 сентября (предполагается, что оно будет оглашено в среду вечером), еще более обострились.Также общие ожидания усилились из-за того, что в сентябре у ФРС имеется последний шанс для повышения ставки – до декабря, пояснил ∎Вести Экономика∎ главный экономист БКС Владимир Тихомиров. При том, что на следующем заседании, накануне назначенных на 8 ноября президентских выборов, регулятор, очевидно, воздержится от изменения ставки, от которой в Соединенных Штатах зависит многое (кредиты, ипотека и т.п.). Объективно, нынешняя экономическая статистика Соединенных Штатов не способствует подъему планки. Правда, к ее повышению подталкивают активизировавшиеся риски роста ∎пузырей∎ на фондовых рынках. На таком фоне, вероятно, в ФРС могут счесть за лучшее сохранить ставку на прежнем уровне. И не исключено, что ее не станут трогать даже в декабре, перенеся соответствующее решение на первое полугодие 2017 г., предположил Тихомиров.
Напомним, в декабре прошлого года ФРС впервые с 2006 г. повысила ключевую ставку на 25 б.п., объявив, что американская экономика достаточно окрепла для завершения политики количественного смягчения и перехода к нормальной ДКП. Тогда регулятор также сообщил о намерении четырежды поднять планку в 2016 г. Между тем, помимо сентябрьского, до конца этого года планируется еще два его заседания - в ноябре и декабре.
При этом, например, по данным Минтруда США, уровень безработицы в августе 2016 г., сравнению с предыдущим месяцем, не изменился и составил 4,9% (аналитики ожидали сокращения до 4,8%). Аналогичный показатель был зафиксирован и в январе, причем в течение года его снижение (до 4,7%) наблюдалось лишь в мае. Тогда как августовская инфляция, по сравнению с предыдущим месяцем, повысилась на 0,2% и на 1,1% - в годовом выражении. Промпроизводство, по информации ФРС, в августе с учетом сезонной коррекции сократилось на 0,4%, в сопоставлении с предыдущим месяцем (после июльского роста на 0,6%), а в годовом выражении снизилось на 1,1%. ВВП США во 2-м квартале 2016 г. с учетом сезонной коррекции вырос на 1,2% г./г., хотя экономисты прогнозировали его увеличение на 2,6%. В I же квартале, по пересмотренным данным, темпы роста ВВП составили 0,8%, а не 1,1%, как сообщалось ранее.
С одной стороны, заметил аналитик ∎ВТБ-24∎ Алексей Михеев, последние статданные из США выглядят откровенно плохо, что не позволяет сейчас ФРС повысить ставку. Но с другой стороны, судя по пятничным данным, также выросла инфляция, и это дает регулятору возможность занять более жесткую позицию. И если, скажем, смотреть по фьючерсам, то вероятность повышения ставки на сегодня составляет 20%. В соответствии же с консенсус-прогнозом Bloomberg, ее подъема ждут только 4 из 97 опрошенных экономистов. Таким образом, повышение планки 21 сентября крайне маловероятно, резюмировал Михеев. А в декабре, уточнил он, вероятность данного решения рынком фьючерсов пока оценивается на 55.7%.
Ужас без конца
При текущей экономической конъюнктуре большинство аналитиков, конечно, не ожидает изменения ставки (∎за∎ - лишь 17%), признал аналитик ИК ∎Ай Ти Инвест∎ Василий Олейник. Тем не менее, подчеркнул он, если Федрезерв и в этот раз сохранит планку неизменной, намекнув на возможность ее повышения в декабре, то в результате общая неопределенность и нервозность на рынках, которая нарастала с начала года, к концу его еще больше обострится. В подобных условиях, при наличии растущих ∎пузырей∎ возрастает угроза возникновения паники. А поскольку оба возможных решения ФРС неизбежно сулят рынкам негатив (краткосрочный - в случае повышения ставки и продолжительный ∎ужас без конца∎ - при сохранении самого нежелательного для инвесторов состояния неопределенности), то более правильно было бы, наверное, избрать первый вариант, допустил Олейник.К тому же, констатировал он, общая неопределенность на мировых рынках усугубляется также паузами в действиях ЕЦБ и Банка Японии, объявленными ими с начала сентября. К слову, и ожидаемое в среду утром абсолютно непрогнозируемое очередное решение японского регулятора только усиливает общую непредсказуемость. И в этих обстоятельствах нельзя исключить, что Федрезерв-таки пойдет против рынка (как уже поступал не раз) и повысит ставку, сформулировал эксперт.
Трамп и доллар
Похоже, с учетом, в том числе вероятности такого поворота, Банк России, понизив 16 сентября ключевую ставку на 0,5% до 10%, одновременно объявил о намерении притормозить с ее изменением до конца текущего года.Оценивая вероятный негатив от повышения ставки ФРС (обусловленный ухудшением позиций российских активов, усилением оттока капитала и повышением волатильности на валютном рынке), ЦБ РФ, очевидно, счел нужным подстраховаться, подтвердил Владимир Тихомиров. Впрочем, по его оценке, последствия упомянутого повышения будут носить краткосрочный характер и не окажутся катастрофичными.

График: Вести.Экономика
У Алексея Михеева, однако, своя версия на этот счет. В конце прошлого года, напомнил он, ФРС прогнозировала, что четырежды повысит ставку в 2016 г., но сегодня дело идет к тому, что не будет ни одного повышения. По всей видимости, Федрезерв стимулировал ложные ожидания осознанно, из тактических соображений, желая поддержать доллар в период активного наращивания госдолга. И в преддверии декабрьского заседания ФРС, скорее всего, продолжит уверять рынки, что повышение ставки весьма вероятно, но ∎все будет зависеть от данных∎. ∎При этом ситуация в экономике вновь не позволит повысить планку. И в какой-то момент станет понятно, что эту тему, вообще, следует отложить. Более того, в 2017 г., на наш взгляд, даже может потребоваться снижение ставки. И к этому времени доллар уже пойдет вниз∎, - рассказал аналитик ∎ВТБ-24∎.
По его мнению, последующая динамика доллара также будет зависеть от итогов выборов. К примеру, Дональд Трамп, как известно, выступает за более дешевую национальную валюту с целью поддержки американских производителей.
То есть в определенном смысле, в преддверии ноябрьских выборов президента США ФРС предстоит пройти процедуру досрочного голосования – уже в сентябре.
Наталья Приходко

























































































