Бежавшую из России Степанову назвали жертвой при награждении денежной премией

Информатор Всемирного антидопингового агентства российская спортсменка Юлия Степанова, которая бежала из родной страны в США, теперь может называть себя жертвой.

Информатор Всемирного антидопингового агентства российская спортсменка Юлия Степанова, которая бежала из родной страны в США, теперь может называть себя жертвой. По крайней мере, таковой её считают в Германии, где так называемый фонд помощи жертвам допинга решил наградить легкоатлетку медалью и денежной премией. Видимо, это поощрение — за участие в съёмках скандального фильма канала ARD. И, в частности, за голословные обвинения в адрес наших легкоатлетов.

"Юлия Степанова — победитель. По крайней мере, моральный победитель".

С этими словами могли бы поспорить не только российские болельщики, но и десятки наших спортсменов, которые потеряли право выступать на Олимпиаде из-за ложных обвинений. Однако именно так о легкоатлетке говорили на вручении премии немецкого фонда помощи жертвам допинга, которой она удостоилась за "активность и гражданское мужество".

Сама спортсменка проживает в США и на мероприятии присутствовать не смогла. Юлия общалась с Берлином по видеосвязи. А поддерживал Степанову её супруг Виталий, некогда главный специалист Российского антидопингового агентства, а ныне – эксперт МОК.

"Международный олимпийский комитет предложил мне должность консультанта в октябре этого года. И я с удовольствием согласился. Я сказал, что с самого начала моей целью была борьба с допингом. Я пытался это делать в России. И, если МОК интересна моя точка зрения, то я буду рад её предоставить. Я буду рад стараться способствовать борьбе с допингом в будущем", — заявил он.

В своё время Степановы вместе с Григорием Родченковым приняли участие в съёмках немецкого документального фильма за авторством Хайо Зеппельта. Они голословно обвинили российский политический истеблишмент в лоббизме допинга среди спортсменов. И любитель разоблачений Зеппельт охотно поверил словам. Эта картина положила начало скандалу — сначала с российскими легкоатлетами, а затем и со всей олимпийской командой.

"WADA потерпело провал. Политики на международном уровне уделяли этой теме слишком мало внимания. Международный олимпийский комитет, по моему мнению, также отработал плохо. В 2013 году МОК уже знал о российских махинациях, но так ничего и не предпринял", — сказал Зеппельт.

В итоге специальная комиссия Макларена, созданная Всемирным антидопинговым агентством, так и не смогла предоставить доказательств существования государственной системы допинга, вскрытии проб или их подмены лично сотрудниками ФСБ.

Однако показаний Степановых и Родченкова было вполне достаточно, чтобы не допустить до Олимпиады отдельных спортсменов и паралимпийскую сборную в полном составе. Впрочем, самой Юлии это не помогло: легкоатлетка пала жертвой собственной борьбы за правду и лишилась возможности выступить на Играх в Рио. В многочисленных петициях к МОК активисты требовали допустить Степанову до соревнований. Называли разоблачительницей и даже сравнивали со Сноуденом.

"Это не первый раз, когда мы обязаны смелому человеку раскрытием вопиющих нарушений. Эдвард Сноуден — это лишь один из наиболее известных примеров того, какую важную роль играют разоблачители в современном обществе и как мало защиты и признания они при этом получают", — говорилось в обращении.

Разоблачитель, пойманный на приёме запрещённых препаратов, впрочем, не отчаивается и ставит перед собой новые цели. Не только политические, но и спортивные.

"Я не рассчитываю, что смогу пробежать так же быстро, как бежала на допинге. Моя цель сейчас — посмотреть, как быстро я могу сейчас пробежать без допинга", — сообщила Степанова.

К премии немецкого антидопингового фонда прилагается денежное вознаграждение: 10 тысяч евро. Это около 700 тысяч рублей.

Вот только хакерам из группы Fancy Bears, как и журналистам издания Der Spiegel, которые вскрыли вполне легальную схему применения допинга американскими спортсменами, рассчитывать на такое признание не приходится: у их разоблачений цели — неподходящие. 9 декабря свет увидит вторая часть доклада Макларена. А 12 декабря Степановой лично вручат заработанные деньги.