Дюмин играет с Путиным и в обычный хоккей, и в политический

Скоро исполняется год, как президент Путин запустил очень любопытный эксперимент, – он выдвинул в губернаторы двух таких регионов Центральной России, в Тулу и Ярославль, тех, кому доверяет свою жизнь, – офицеров своей охраны.

Скоро исполняется год, как президент Путин запустил очень любопытный эксперимент, — он выдвинул в губернаторы двух таких регионов Центральной России, в Тулу и Ярославль, тех, кому доверяет свою жизнь, — офицеров своей охраны. Что это за люди? Целый год "Вести в субботу" добивались встречи с первым таким назначенцем — Алексеем Дюминым в Туле. Он играет в Ночной хоккейной лиге с президентом теперь уже и как губернатор, прошедший через выборы.

Факт есть факт: губернатором Алексей Дюмин работает всего год, но уже хорошо знает, как сделать приятно заезжему журналисту. Впрочем, как только он перестал играть в поддавки, у меня уже ничего не получалось.

- Алексей Геннадьевич, колитесь, вы же наверняка в хоккей начали играть ради того, чтобы быть с Путиным в одной команде – Ночной хоккейной лиге?

- Колюсь. В хоккей я начал играть во втором классе в воронежской команде "Стрела". Потом был воронежский "Буран".

- Значит, вы тогда уже были знакомы с Путиным?

- Это был второй класс.

На форме Дюмина — номер "20", как у Третьяка. Он играет вратарем в Ночной хоккейной лиге с Путиным, с которым раньше появлялся на одних фото в совсем другом антураже как сотрудник Службы безопасности президента.

"С 9 августа 1999 года, — вспоминает губернатор. – Это был его первый день на посту председателя правительства".

- Так после этого сразу Дагестан был?

- Все было: Ингушетия, Дагестан, Чечня…

- Все прошли вместе?

- Он прошел все, а мы шли рядом с ним.

Но перед тем как назначить Дюмина губернатором, Владимир Путин опробовал его еще на двух работах. Его звание — генерал-лейтенант, и он — Герой России.

- У вас Звезда Героя четвертой степени?

- Да, с мечами.

- А мечи за что были?

- За выполнение специального задания.

В мундире Дюмин показался всего один раз за последний год — на параде в Туле 9 мая. Стоит сказать, что в Туле, столице отечественной оборонки, на параде — много техники именно местного производства: "Аистенки", "Тайфуны", "Смерчи", "Панцири". Дюмин изучил этот сектор, будучи замминистра обороны. Но Звезду Героя получил, командуя Силами специальных операций — ГРУ. Но в феврале 2016-го Владимир Путин неожиданно перевел его на совсем другую работу — на гражданку — выдвинул в губернаторы Тульской области.

Не буду скрывать, что для меня любая поездка в Тульскую область — это и сентиментальное путешествие. Раньше за стогами была деревня Князь-Степаново. Деревня Алмазово. Это — те места, где испокон веков жили мои предки Давыдовы. Помещиком у них были Похвистневы, судя по всему, для своего времени люди передовые. Они состояли в переписке с Королевским сельскохозяйственным обществом в Эдинбурге, в Шотландии, отправляли туда уникальную русскую соху. Последний из них, Владимир, был начальником всех почт Российской Империи. Но революция, Гражданская война... Умер он в изгнании, вместе с Врангелем был эвакуирован на Балканы. Могила — в Югославии.

Если оглядеть окрестности с высоты птичьего полета, видно: вокруг деревни — поля, где весну ждет оросительная техника. Именно Похвистневы привнесли сюда рапс, и это дело развили в знаменитом колхозе Стародубцева. Оно живет.

Но с крушением уже советской власти полностью разорились, и теперь закрыты все до единой угольные местные шахты. Трясло экономику, трясло и политику. Из всех тульских губернаторов вспомним о предшественниках Дюмина в XXI веке.

Василий Стародубцев. Герой соцтруда. Основатель колхоза имени Ленина, который вошел в ГКЧП. Его еще Бовин спрашивал: вы-то что делаете в этой компании? Он вышел потом из тюрьмы, избрался в губернаторы.

Его сменщик Вячеслав Дудка получил 9,5 лет колонии. Сидит.

Следующего губернатора, которого и сменил Дюмин, Владимира Груздева, вспоминают в области хорошо, но он отработал менее пяти лет. В общем, непростая политическая история в последние годы у Тульской области.

- А вы могли отказаться от назначения в Тульскую область?

- Отказать президенту? Нет, не мог. Он спросил: готов? Я ответил, что я готов. Все.

Сказать-то это он Путину сказал, но работа предстояла совершенно новая. Первые впечатления были такие, вспоминает Дюмин: "Ужаса не было, но волосы встали дыбом".

Он говорит, что поначалу справиться помогло армейское прошлое, чувство дисциплины. Сейчас приметы своей прошлой армейской жизни и времени работы в спецслужбах Дюмин держит у себя в кабинете подальше от глаз. Модель автомата Калашникова у него — за ширмой из карты Тульской области, на которой флажками обозначены 23 из 26 районов, где он побывал за год, решая экономические проблемы.

Ездит Дюмин на УАЗе "Патриот". "Надо пристегнуться", — говорит он. "Надо пристегнуться", — командует губернатор.

- А вы законопослушный?

- Конечно, на такой должности по-другому никак.

Наша первая остановка — там, где льют чугун, — на предприятии "Тулачермет". Металлургия — зрелище всегда завораживающее, а уж, мужики-металлурги здесь вообще удивительные.

Правда, из-за общей экономической ситуации стройка, после завершения которой в Тульской области должны появиться под три тысячи новых рабочих мест и должна быть создана целая новая отрасль профессионального образования, чтобы на этой земле удержать молодежь, чуть не встала. Пробил кредит именно Дюмин.

Ну, а что же в той части Тульской области, о которой не понаслышке знаю я?

- Речь о демографии. Я вам один приземленный случай назову. Я заехал на родину моих предков, в небольшую деревню Алмазово. До революции там жили 159 человек. Сейчас зимой только четыре дома. Но, как мне объяснили, летом людей намного больше. И деревня опять оживает. Почему это происходит? В трех километрах газ есть, а там нет. Будете продолжать программу газификации?

- Недавно у меня состоялась встреча с Алексеем Борисовичем Миллером, где мы подписали план реализации газификации Тульской области на ближайшие пять лет. Понятно, что это не коснется каждой отдаленной деревни — это экономически невыгодно, и "Газпром" на это не пойдет, как бы нам этого ни хотелось. Но крупные поселения будут подключены, и у нас есть план газификации. Эта программа будет продолжаться.

За этот год по приглашению Дюмина здесь действительно побывали многие гранды: от Миллера до Чемезова и Сечина.

- Вы Сечину футбольную майку с номером "71" подарили?

- Да.

- А трудно заманивать таких инвесторов, как Сечин, Чемезов или, может быть, помогают наработки прошлых лет, знакомства?

- Это очень серьезные ребята, график которых прописан на год.

Дюмин объясняет: одних только знакомств мало. Чтобы руководители "Газпрома", "Ростеха", "Роснефти" не просто тебя посетили, а запустили здесь свои проекты, нужны проработанные бизнес-планы. Как мы видели, он их и прорабатывает. Но
богатых людей и компании он приводит в область и как инвесторов, и как меценатов, о каких местная интеллигенция раньше и мечтать не могла. Например, в музей-усадьбу Поленово приехал с картиной Поленова.

"Туляком за год я стать не успел, — признается Дюмин. — Слишком мало времени, чтобы стать туляком прошло. Но я этот народ чувствую, понимаю и разговариваю с ними на одном языке".

Когда я сначала наблюдал Дюмина на запуске в Туле регионального вещания телеканала "Россия 24" и радиостанции "Маяк", мне показалось, что и науку поведения в кадре он уже освоил, но с его слов выходит, что сам он считает, что этого опыта ему еще набираться и набираться.

- Местная пресса — "Тульские известия"?

- Да. Что там пишут?

- Про губернатора пишут, награды — тем, кто вернул Туле воду, ваша фотография…

- Авария у нас была на новогодние праздники. 20 тысяч человек остались без водоснабжения. В кратчайшие сроки, буквально за сутки, люди по пояс в воде делали сварку труб, устранили аварию. Я решил отблагодарить этих людей. Не тех людей, кто руководил, а непосредственно сварщиков, техников, которые по колено в воде в мороз минус 25. Это они устранили аварию.

- Еще вышла статья "Как скорее построить дом". Тоже ваша фотография. По-моему еще одна газета, где я вас видел. Я это к чему? А привычно жить в состоянии, когда про тебя на первых полосах пишут, в новостях показывают?

- Привыкаю постепенно. У меня были определенные должности, которые я занимал, где не то что фотография, а с кем, где ты и как ты, полиграфы постоянные. И после всего этого, когда ты влезаешь в публичность и находишься под прицелом камеры, когда тебя еще чего-то спрашивают, гримируют, конечно, для меня это был такой шок, что мне было проще все бросить, взять тот автомат, который я вам показывал, и вернуться туда, где не надо делать грим и не надо залезать под камеры.

А наша следующая остановка — в классе химии Суворовского училища.

- А вам самому много пришлось учиться вот за этот год?

- Постоянно. Я этого не стесняюсь.

Оборудованное по последнему слову техники Суворовское училище Дюмин обустроил в какие-то невероятно сжатые сроки. В мае прошлого года предложил возродить такое училище, закрытое в Туле еще в 60-е, а в сентябре оно приняло первых воспитанников. Училище немедленно стало центром и социальной жизни. Хоккейная площадка. После хоккея — каток для студенчества. А еще в училище есть шикарная библиотека, где Дюмин отдельно показывает табличку: половина книг — это дар Путина. Для меня это повод вернуться к теме Дюмина-назначенца самого президента.

- Не у всякого губернатора есть возможность сказать: Путин библиотеку нам подарил. Вы часто звоните ему напрямую?

- Нет, у меня такой возможности нет. Он мне может позвонить.

Противостояние в Плеханово. Вот по какому поводу, достоверно известно, Дюмину звонил Путин. Тогда цыганская сторона тульского поселка Плеханово оказала сопротивление при попытке убрать врезки в газопровод и так называемые "сопли" с линий электропередач. Дюмин к тому моменту только стал губернатором.

"Когда я увидел репортаж о том, что палками, камнями закидали строительную технику и оттеснили маленький наряд из состава МВД, я собрал всех силовиков и сказал: "Во-первых, это — пощечина власти. Во-вторых, это — несоблюдение законов. В-третьих, это — полнейшая наша некомпетентность, если мы не отреагируем и не дожмем эту ситуацию до конца. В принципе, ребята все грамотные. Они свою работу выполнили четко. Никаких инцидентов, которые превысили бы полномочия силовых структур, не было", — отмечает Дюмин.

- Оттеснили протестующих цыган?

- Самых агрессивных.

- Убрали врезки в газопровод?

- Убрали.

За этой ситуацией явно следил и глава государства. "Что касается цыган и почему на это 60 лет никто не обращал внимания, не знаю. Дюмин приехал и обратил", — заявил тогда президент.

Оценкой главы государства Дюмин, наверное, польщен, но все дальнейшие разговоры пресекает. "Мне неудобно дискутировать на тему: "Путин и я", — говорит он.

- Хотя многим очень хочется на эту тему порассуждать, вы же знаете?

- Это спекуляция.

- Говорят, что в политике даже неделя — это огромный срок, а тут год прошел как одно мгновение. Какие у вас ощущения?

- По тем событиям, которые произошли, это как год за два.

- Вас же назначили через короткую паузу в Тульскую область, Миронова — в Ярославскую. Вы как раз из числа доверенных лиц президента среди силовиков. Друг с другом связь как-то поддерживаете?

- Так мы же друзья с Мироновым. Да и тот парень, который был в Калининграде, — мы же все из одной команды. Мы — люди, проверенные временем, укрывались одной шинелью и ели из одной кастрюли, условно говоря, мы друг друга знаем как облупленные.

- Как себя ощущаете? Такой передовой отряд, гвардия губернаторская?

- Нет, передовой отряд и губернаторская гвардия — это те мои коллеги, которые с огромным опытом, с огромным своим весом политическим. А мы только подтягиваемся, смотрим на них и берем с них пример, впитываем лучшие практики.

- В спорте вы — вратарь, по работе — теперь губернатор, а идеологически вы кто: либерал, консерватор, традиционалист?

- Идеологически я — патриот своей страны. Горжусь, что президент доверил мне такой пост. Я горжусь, что нахожусь в Тульской области. Я на своем посту, как вы видели, и на воротах. Почему вратарь? Вратарь — это полкоманды. Нападающий может ошибиться, защитник может ошибиться, вратарь права на ошибку не имеет. Пост губернатора можно сопоставить с игрой в хоккей политический, потому что ты находишься на таком посту, где ошибаться нельзя, где гол пропустить нельзя, потому что за тобой целая область. И поэтому подводить и пропускать годы здесь нельзя.