Веерные задержки: авиакомпания "ВИМ-Авиа" сокращает число чартеров

"ВИМ-Авиа" до середины июня сокращает 13 процентов своих чартеров. В руководстве компании говорят: таким образом удастся минимизировать веерные задержки рейсов. Из-за чего перевозчик испытывают проблемы, и как давно они появились?

Хештеги #суткисидим и #спасибозаиспорченныйотдых — в топе среди клиентов авиакомпании "ВИМ-Авиа". Пассажиры — в их числе и дети — спят в прямом смысле на чемоданах. Вероника Ильина, одна из них, полтора дня прожила в кипрском аэропорту.

— Когда к нам вышел представитель авиакомпании, мы его спросили, почему мы всю ночь сидим тут с маленькими детьми. Почему нас не расселили. Нам ничего внятно ответить не смогли.

Такие массовые задержки вылетов были не только на Кипре. Магадан — 300 человек ждали вылета несколько дней. Чукотка — в аэропорту застряли 470 человек. Екатеринбург — сутки ожидания. Компания обещала предоставить бесплатное питание и расселить пассажиров. На деле, жалуются люди, ограничились бутылками с питьевой водой.

— Проживание происходит за свой счёт. Питание происходит за свой счёт. Представитель авиакомпании разводит руками и говорит: "Что я могу сделать? Я не могу дозвониться до Москвы".

Больше повезло тем, кто летел с пакетным туром. Им хоть и отменили часть чартерных рейсов — релиз накануне разослали представители "ВИМ-Авиа" — но все заботы о людях легли на плечи туроператоров. Чтобы не потерять клиентов, они начали оперативно пересаживать пассажиров на рейсы других чартеров или расселять в отели. Впрочем, пока убытки от таких незапланированных трат среди туроператоров, уверены эксперты, подсчитывать рано.

"Вернуться в расписание они никак не могут. Поэтому приняли решение сократить чартерные программы. К большому сожалению, туроператоры об этом узнали только вчера вечером, в 10 часов — у них не было никакого разбега, чтобы принять решения", — говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.

Главный вопрос — почему именно в этой компании из года в год наблюдаются задержки рейсов? Ведь проблема эта для "ВИМ-Авиа" далеко не новая. Эксперты сходятся во мнении: дело в том, что у компании слишком маленький парк при большом числе рейсов.

По официальным данным реестра авиаперевозчиков, сейчас в эксплуатации у фирмы 19 лайнеров, семь на хранении. Это почти в три раза меньше, чем в среднем у компании подобного класса. Поэтому, возможно, при маленькой загрузке "ВИМ-Авиа" просто пытается "скомпоновать" пассажиров полупустых рейсов на один вылет из-за нехватки лайнеров.

"Мы внимательно следим за развитием ситуации. Она должна была к летнему сезону получить несколько широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, которые бы обслуживали чартеры, которые летят на дальние расстояния. К сожалению техническое обслуживание этих самолетов еще не завершено", — говорит министр транспорта РФ Максим Соколов.

В авиакомпании "ВИМ-Авиа" тяжелый внутренний кризис — он начался еще в 2015 году с резким падением выручки. Тогда же, согласно данным о судебных делопроизводствах, на фирму начали сыпаться иски. Только за последний год в Арбитражном суде скопилось дел на 98 миллионов рублей.

Усложнилась ситуация в 2016-м — Росавиация предупредила, что отберет лицензию у компании, если они не войдут в расписание. В "ВИМ-Авиа" это сделать смогли — впрочем, ненадолго.

По рейтингу пунктуальности "ВИМ-Авиа" сейчас занимает 27-ю строчку — то есть, предпоследнюю из всех возможных.