- Агрессивные комментарии США и КНДР могут привести к настоящему военному конфликту
- С экономической точки зрения войне никому не нужна, запасы КНДР могут быть очень ценным призом
- Рынки остро отреагировали на эскалацию конфликта на Корейском полуострове

Ким Чен Ын
Сначала глава северокорейского МИДа Ли Юн Хо пригрозил США "жестким уроком" с применением ядерного оружия, если Вашингтон решит атаковать КНДР. Кроме того, он назвал Америку угрозой для всего мира.
В ответ на это президент США Дональд Трамп заявил, что Северная Корея должна прекратить угрозы в адрес США, иначе будет дан жесткий ответ.
"Ей придется столкнуться с таким огнем и яростью, которые мир раньше не видел", - сказал глава Белого дома.
Также помощник Трампа отметил, что в Вашингтоне не собираются поддавать на "шантаж", назвав Северную Корею "лилипутской нацией".
"Это лилипутская нация, если сравнивать её с нашими возможностями. Это блеф. Северной Корее не остаётся ничего, кроме шантажа, а мы не поддаёмся на шантаж", - сказал Себастьян Горка.
Агрессивная реакция КНДР связана с веденными 5 августа санкциями со стороны Совета Безопасности ООН. Членам ООН запрещено импортировать из страны уголь, железо, железную руду, свинец и морепродукты. Под запрет также попали совместные предприятия с КНДР. Хотя ужесточение санкций было предложено Америкой, его поддержали все члены Совбеза, включая Россию.
Ракетная ядерная программа КНДР, с точки зрения всех остальных стран, включая ядерные державы, является серьезной угрозой стабильности и миру.
Но эти международные санкции, судя по всему, будут бесполезны. Кроме того, Пхеньян вообще не собирается снижать градус агрессии в сторону США, и Трампу придется отвечать на это.
Накануне северокорейское агентство KCNA распространило заявление стратегических сил армии КНДР о разработке плана упреждающего ракетного удара по острову Гуам, где располагается база США, в ответ на тестовый запуск баллистической ракеты Minuteman III и полетов стратегических бомбардировщиков в этом регионе.
При этом северокорейские военные обвиняют США в эскалации конфликта, а также называют авиабазу на Гуаме "форпостом для вторжения США в КНДР". Судя по тону заявления и словам об "обязательных практических действия для нейтрализации" базы, обещанию реализации этого плана в любой момент после того, как Ким Чен Ын отдаст приказ, реальная война на Корейском полуострове может начаться в любой момент.S. Dakota #Airmen arrive on Guam; conduct #bilateral missions w/Japan & ROK--U.S. ready to #fighttonight https://t.co/DhOTTdNT19 pic.twitter.com/HSOkYKHPQ4
— PACAF (@PACAF) 8 августа 2017 г.

Судя по данным разведки США, у КНДР сейчас есть около 60 единиц ядерных зарядов, и, хотя это число может быть сильно завышено, угроза более чем реальна.KCNA: "The nuclear war hysteria of the U.S. authorities including Trump has reached an extremely reckless and rash phase for an actual war."
— Jonathan Cheng (@JChengWSJ) 8 августа 2017 г.
Интересы США, Китая и защитная реакция КНДР
Изначально предполагалось, что ракетная ядерная программа Северной Кореи будет призвана обеспечить максимальную защиту от возможной атаки США. И эта цель, судя по всему, была достигнута.Но Пхеньян на этом не останавливается, предпочитая весьма агрессивную риторику, которую в Вашингтоне не намерены терпеть.
Весь вопрос в том, смогут ли средства ПВО, расположенные вблизи КНДР, отразить удар Северной Кореи.
На базе на острове Гуам расположены комплексы THAAD, также в регионе есть оснащенные ракетами SM3 корабли с системой ПРО Aegis и батареи зенитно-ракетного комплекса ПРО PAC3.
В теории, этого должно быть достаточно для защиты американской базы, но Южная Корея и Япония все еще остаются под серьезной угрозой.

В стране содержатся огромные запасы полезных ископаемых, в том числе железа, золота, цинка, меди, известняка, молибдена, графита – всего около 200 видов полезных ископаемых. Также есть большое количество редкоземельных металлов, применяемых при производстве смартфонов и других высокотехнологичных продуктов.
Оценки стоимости минеральных ресурсов страны значительно варьировались на протяжении многих лет и были затруднены из-за секретности и отсутствия доступа к ним. Согласно одной оценке горнодобывающей компании Южной Кореи они стоят более $6 трлн. Другой исследовательский институт из Южной Кореи прогнозирует их стоимость на уровне $10 трлн.
Северная Корея ставит в приоритет развитие горнодобывающего сектора с 1970 г. Но если добыча увеличивалась примерно до 1990 г. и достигла своего пика в 1985 г., то после этого она начала снижаться. В 2012 г. число шахт в стране составляло около 700. Многие плохо работали и были в запущенном состоянии. Стране не хватает оборудования, опыта и даже базовой инфраструктуры, чтобы правильно сорвать джекпот, который ждет ее в земле.
В апреле Ллойд Р. Васи, старший советник Центра стратегических и международных исследований, отметил: "Северокорейское горное производство значительно снизилось с начала 1990-х гг. Вполне вероятно, что средняя операционная скорость существующих объектов рудников ниже 30% мощности. Есть нехватка горно-шахтного оборудования, Северная Корея не в состоянии приобрести новое оборудование в связи с тяжелой экономической ситуацией, дефицитом энергии, возрастом и общим плохим состоянием энергосистемы".
Основным покупателей сырья является Китай. Оно достается ему относительно дешево, а для Северной Кореи на этот сегмент приходится около 50% общего объема торговли.
Северная Корея была особенно активна в добыче угля в последние годы. В 2015 г. Китай импортировал уголь на сумму около $1 млрд из Северной Кореи. Уголь остается особенно привлекательным, поскольку он может быть добыт при помощи относительно простого оборудования. Крупные залежи материала расположены вблизи крупных портов и на границе с Китаем, что снимает проблему плохой транспортной инфраструктуры в стране.
На протяжении многих лет китайские покупатели приобретали уголь из Северной Кореи по гораздо более низкой рыночной цене. Летом прошлого года на угольные поставки в Китай приходилось около 40% всего северокорейского экспорта.
Пхеньян умеет искусно уклоняться от таких санкций, особенно посредством морских перевозок. Периодически эта тайная деятельность становится явной во время случайных перехватов судов. В августе прошлого года египетские власти выявили корабль, груженый 2300 тоннами железной руды, который направлялся из Северной Кореи в Суэцкий канал (под рудой они обнаружили 30 тыс. ручных противотанковых гранатометов).
Ранее в этом году группа экспертов ООН пришла к выводу, что Северная Корея, несмотря на санкции, продолжает экспортировать запрещенные минералы. Они определили, что Северная Корея использует другой минерал – золото - наряду с наличными, чтобы "полностью обойти формальный финансовый сектор".

Против Северной Кореи ввели новые санкции. Формальным поводом для этого стал запуск в июле двух баллистических ракет. Однако насколько эффективно такое экономическое воздействие на КНДР? Пхеньян полностью отвергает принятый Совбезом ООН документ.
Китай особенно стремится получить доступ к редкоземельным минералам Северной Кореи. Пхеньян знает об этом. И он уже наказал Пекин в марте, приостановив экспорт металлов в Китай в ответ на торговые ограничения по углю. Между тем Россия, также на границе с Северной Кореей, в 2014 г. разработала планы по капитальному ремонту железных дорог Северной Кореи в обмен на доступ к минеральным ресурсам страны. Этот конкретный план пока приостановлен, но общий настрой все еще жив.
Но Южная Корея имеет свои собственные планы в отношении минеральных ресурсов. Она считает их способом заплатить за воссоединение (если оно, наконец, свершится), которое, как ожидается, займет десятилетия и будет стоить сотни миллиардов или даже триллионы долларов (Германия знает кое-что об этом). Ремонт дряхлой инфраструктуры Северной Кореи, в том числе стареющей железнодорожной линии, будет частью огромных расходов.
Получается, что мирное развитие ситуации интересно всем, пожалуй, за исключением США, которые никак не учувствуют в дележке сырьевой базы Северной Кореи. Поскольку страны готовы вкладывать деньги, и в Пхеньяне это понимают, реальность военного конфликта выглядит не такой очевидной, если не основываться только на воинственных заявлениях представителей США и КНДР.
Эскалация, конечно, возможно, но война, тем более с применением ядерного оружия, невыгодна никому: США потеряют всякую надежду на доступ к ресурсам; другие страны также окажутся у разбитого корыта, а КНДР не выстоит против всего мира или даже только против Америки.
Реакция рынков
Заявления со стороны Пхеньяна и Вашингтона потрясли финансовые рынки.Индекс MSCI в Азиатско-Тихоокеанском регионе за пределами Японии снизился на 0,7%, в то время как японский Nikkei упал на 1,5%, поскольку укрепление иены снизило аппетит инвесторов.
Южнокорейские акции, которые были в числе наиболее динамично растущих в мире в этом году, упали на 0,9%. Курс воны снизился на 0,7% до 1136,4 за доллар. И акции, и валюта Южной Кореи достигли минимума более чем за месяц.
Финансовые рынки, как правило, быстро восстанавливались после периодических угроз применения военной силы КНДР в прошлом. В этом году, однако, напряженность сохраняется дольше на фоне признаков того, что Пхеньян добивается прогресса в своей программе баллистических ракет, а также на фоне растущего беспокойства Трампа по поводу КНДР.
Ссылки по теме
Другие, однако, считают, что Северная Корея не намерена отступать.
"Напряженность продолжит расти и в конечном счете может превратиться в событие из разряда "черных лебедей", - сказал Стив Хэнке, профессор прикладной экономики Университета Джона Хопкинса.
Хотя Хэнке не ожидает устойчивой распродажи рисковых азиатских активов, он полагает, что "защитные активы как класс, вероятно, сейчас недооценены".
Фьючерсы E-mini на индекс S&P 500 снизились на 0,3%, что указывает на слабость на Уолл-стрит позднее в среду. Доллар снизился на 0,4% по отношению к иене до 109,84 иены, достигнув минимума с середины июня.
Евро снизился на 0,6% до 128,92 иены и опустился на 0,1% по отношению к доллару до $1,1735.





















































































