Налогообложение в нефтяной отрасли. Что изменится в 2016? И почему уровень цен на автозаправочных станциях в среднем по году был ниже инфляции? Инвестиционные решения 2015. Рост объемов вложений в капитальное строительство сказался на объемах добычи. Как? Российские технологии. Компания Газпром на 95-98 процентов перешла на замещение импортной продукции.

В прошлом году было немало значимых событий в сфере ТЭК. Поговорить о том, чем запомнится 2015, а главное – чего можно ожидать от 2016, мы решили с Министром энергетики России Александром Новаком.

Энергоснабжение Крыма

- Александр Валентинович, здравствуйте! Начать хотелось бы с позитивной темы. Одним из важных событий 2015 года стал запуск первой очереди энергомоста в Крым. Каким образом удалось досрочно сдать первую очередь и благодаря каким факторам? Все-таки изначально сроки строительства назывались совершенно другие.

- Действительно, первоначальные сроки предполагали завершение проекта в мае 2016 года. Предполагался запуск всего комплекса общей мощностью 800 мегаватт. Затем мы его разделили на два пусковых комплекса. Первый пусковой комплекс планировалось ввести до конца 2015 года. Это 400 МВт. Но, когда случился блэкаут и Украина прекратила подачу электроэнергии на полуостров Крым, в Крымский федеральный округ, наши энергетики проработали дополнительные технические возможности, чтобы еще и первый пусковой комплекс разбить на два этапа. На сегодня уже процентов 80-90 от существующей потребности обеспечивается за счет собственной генерации и за счет энергомоста, который был введен.

Крымская энергосистема была соединена с единой энергетической системой России 2 декабря 2015 года. Мощность первой нитки энергомоста составила 200 МВт. Еще 200 МВт полуостров получил после запуска второй нитки 15 декабря. Как заявил президент России Владимир Путин, в апреле-мае 2016 года в Крым проведут еще две энергонитки, что позволит поставлять на полуостров порядка 800 МВт электроэнергии. Впрочем, строительство и запуск второй очереди энергомоста может быть осуществлено и раньше. В новом году электричество из энергосистемы Украины на полуостров не поступает. Дефицит составляет порядка 25-30 процентов. Для обеспечения социально значимых и инфраструктурных объектов установлены и подключены более 2 тысяч резервных источников питания.

Налогообложение нефтяной отрасли

- Сейчас к другим итогам 2015, не таким позитивным, как запуск первой очереди энергомоста в Крым. В 2016 вошли с экстремально низкими ценами на нефть. В связи с этим, по вашему мнению, насколько оправданы именно сейчас те налоговые эксперименты в нефтяной отрасли, о которых много говорится, и существует ли, с вашей точки зрения, некоторая вероятность возобновления дискуссии вокруг налогового маневра в 2016. Нефтяники опасаются, что увеличенная нагрузка – это не годовой эксперимент, а возможно, норма.

- Фундаментально налоговая система сегодня требует совершенствования и перехода на экономические рельсы, то есть на налогообложение, которое бы увязывало экономику проекта, а не объемы добычи. И в этом смысле следующий этап реформы, который, на мой взгляд, должен носить долгосрочный характер,– это переход на налогообложение а зависимости от экономического результата. Но это не связано никак с цикличным характером в целом нефтяной индустрии. Это связано с потребностями, более комплексном использованием и созданием экономических мотиваций для разработки месторождений. Поэтому даже при низких или высоких ценах этим нужно заниматься независимо от того, где мы сегодня находимся.

Изначальный проект Большого налогового маневра, разработанный в 2013-2014 годах, предполагал повышение налога на добычу полезных ископаемых, на нефть на 46 процентов в 2015 году и 53 процента в 2016 году при постепенном снижении экспортной пошлины на нефть до 42 процентов вместо планируемых 57 процентов в 2015 году, затем до 36 процентов в 2016 году и, наконец, — до 30 процентов в 2017 году. По задумке, такая система, с одной стороны, поддержит добычу нефти из "трудных" запасов и на истощающихся месторождениях Западной Сибири, а с другой, увеличит поступления в бюджет. Однако, в условиях снижения цены на нефть Минфин предложил в 2016 сохранить повышенный НДПИ на нефть и заморозить экспортную пошлину на уровне 42 процентов вместо планируемого по "налоговому маневру" снижения до 36 процентов. Это, по расчетам ведомства, обеспечит дополнительные поступления в бюджет на уровне около 200 миллиардов рублей. Дополнительной мерой стало повышение НДПИ на газ для "Газпрома", что даст бюджету еще 100 миллиардов рублей.

- Но, что касается самочувствия наших вертикально интегрированных нефтяных компаний, отчетность показала, что в целом компании справились, но есть ощущение, что это было сделано за счет масштабной мобилизации усилий компаний. Этих внутренних ресурсов хватит в случаях, если, как ваши коллеги по правительству предрекают, цена 30-35 долларов на нефть – это перспектива на ближайшие 7 лет. То есть, условно говоря, за этот год они постарались, а в ближайшие 7 лет хватит ли им силы? Планирует ли правительство каким-то образом помогать нефтяникам?

- Те изменения, которые были введены с начала 2015 года, так называемый «налоговый маневр» на 3 года, на наш взгляд, он должен сохраниться с точки зрения ранее принятых решений, чтобы компании понимали на среднесрочную перспективу, как они будут жить. Разовое решение по сохранению в 2016 году экспортной пошлины на уровне 2015 года – это 42 процента на один год. Это тоже решение, которое правительство приняло на один год. И компании сегодня, и мы считаем, что это решение должно быть разовым. А тот налоговый маневр, который был заложен, и который с 17-го года должен продолжиться, и снижение экспортной пошлины при увеличении заложенного НДПИ, должно быть реализовано в соответствии с ранее принятым решением. Тогда компании будут иметь возможность сейчас планировать на перспективу свои инвестиции, что в свою очередь должно дать положительный эффект по сохранению достигнутых результатов.

Мы отмечаем рост объемов вложений в капитальное строительство, в эксплуатационное бурение, общий объем инвестиций составит порядка одного триллиона ста миллиардов рублей по вертикально интегрированным компаниям. По сравнению с прошлым годом ожидается прирост порядка ста миллиардов рублей. Самое главное — сохранение и увеличение физических показателей бурения, эксплуатационного бурения. Мы получим результат примерно в 22 миллиона погонных метров эксплуатационного бурения. По сравнению с прошлым годом, показатели которого были на уровне около 19 миллионов 800 тысяч метров, рост почти на два с лишним миллиона проходки. Это, в свою очередь, дало эффект по росту объемов добычи в этом году. И объемы добычи нефти будут увеличены где-то на 7 миллионов тонн по сравнению с прошлым годом.

- Несмотря на падение цен на нефть, что касается рынка моторного топлива, СКЛ в 2015 он жил, что называется, вопреки кризису, потому что цены на АЗС росли темпами практически в 2 раза меньшими, чем инфляция. Как вам кажется, в чем причина?

- В этом году, действительно, уровень цен на автозаправочных станциях в среднем по году гораздо ниже инфляции, почти в 2 с лишним раза. И по данным в 2015 году цены на АЗС выросли примерно от 4,5 до 5,5 процента на разные виды нефтепродуктов. Это бензин 92-й, 95-й и дизельное топливо при инфляции, которая носит двузначный характер. Поэтому, конечно, на это влияют разные факторы. И вот та ситуация, которая сегодня связана с падением цен на нефть, она обычно ни как не влияет на цены на нефтезаправках потому, что все равно в рублевом выражении стоимость нефти, как сырья, для нефтеперерабатывающих заводов остается на уровне того, что было при высоких ценах и низком курсе рубля. Но, тем не менее, рост цен в этом году ниже инфляции, это означает, что у нас достаточно нефтепродуктов на рынке. Та маржинальная доходность, которая есть на нефтеперерабатывающих заводах и на автозаправочных станциях, даже с учетом существующей экономической конъюнктуры, достаточна для того, чтобы обеспечивать полностью удовлетворение внутреннего рынка и отсутствие дефицита.

- 2015 год также запомнится нам и большим количеством подписанных газовых соглашений. Контракт Газпрома по «Северному потоку-2» поддержан ведущими западными компаниями. Как Вы считаете, какие новые европейские маршруты поставок газа может принести 2016, и решатся ли вопросы с турецким потоком, в какую сторону?

- Ключевой проект, безусловно, это «Северный поток-2», который сегодня уже в стадии действительной реализации потому, что создаются совместные проектные компании. Уже получено разрешение Немецкого антимонопольного органа. Мы ожидаем, что этот проект и его активная реализация станет таким ключевым событием следующего года.

Соглашение акционеров для создания газопроводной системы «Северный поток-2» было подписано 4 сентября 2015 года. Акционерами выступают компании Газпром, BASF, E.ОN, ENGIE, OMV и Shell. Мощность газопровода составит 55 миллиардов кубометров газа в год.

- Если говорить о направлениях азиатских, здесь ведутся переговоры по западному маршруту. Активно строятся «Сила Сибири». Уже начато строительство и российской части, и китайской. Проектируются заводы, которые будут перерабатывать газ. Ведутся переговоры по восточному маршруту, по продолжению трубопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток. Также по поставкам в Азиатско-Тихоокеанский регион, в Китайскую народную республику. Вот такой основной перечень проектов. Конечно еще на повестке дня, думаю, возможно, и турецкий поток. Я знаю, что Еврокомиссия и министры энергетики европейских стран работают над этим вопросом. С нашей стороны мы готовы к реализации такого проекта. Если будет окончательно проявлена заинтересованность наших европейских и турецких партнеров.

Импортозамещение

- Хотелось бы вернуться вновь к российской теме и, подводя итоги года, поговорить о теме импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе. Она весь год была одной из ключевых. Что уже удалось заместить, что еще предстоит сделать в 2016-м и о каких инвестиционных вложениях может идти речь?

- Действительно, наши компании сейчас уделяют особое внимание тому, чтобы обеспечивать заказы, в первую очередь, российских производителей. И если при прочих равных условиях, допустим, то отдается заказ, в первую очередь, нашим предприятиям для того, чтобы обеспечить их загрузку. И здесь, например, могу привести компанию Газпром, которая уже на 95-98 процентов перешла на замещение импортной продукции. Развивается собственное производство, заказывается оборудование у российских компаний. Перешли на российские насосы, компрессоры-насосы. Есть критичные технологии или оборудование, которые в России не производятся. В частности могу назвать два направления, над которыми мы отдельно работаем. Созданы рабочие группы специально с участием ученых, заказчиков, компаний. Например, это замещение катализаторов, которые применяются в нефтегазохимии и в нефтепереработке. И мы уже получили российские продукты, которые в ближайшее время будут заменять импортную продукцию. Второе направление – это газотурбинные установки большой мощности в электроэнергетике, которые еще пока в России не производятся. Здесь с нашими электроэнергетическими компаниями работаем, чтобы в ближайшие несколько лет создать российскую крупную, большую газотурбинную установку мощностью выше 110 мВт.

- Александр Валентинович, итоги мы с Вами подвели, но если говорить о прогнозах, по вашему мнению, какие ключевые события в 2016 году нас ожидают, какие возможно грядут изменения?

- Если затронуть каждую из отраслей, я бы отметил, что в электроэнергетике мы в следующем году должны будем продолжить реформы теплоснабжения. Это одна из ключевых наших задач, которая не была решена в этом году. Надеемся на принятие соответствующих изменений законодательства. Мы продолжим модернизацию законодательства, связанную с возможностью вывода неэффективных мощностей. Продолжится ввод оборудования. Мы рассчитываем, что современнейшее оборудование, генерирующее не менее 4 тысяч мВт, будет введено в эксплуатацию. Ключевое событие, конечно, это завершение энергомоста в Крым.

Что касается нефтяной отрасли, мы здесь, безусловно, продолжим работу по модернизации отрасли, по повышению эффективности. Ключевой вопрос – это изменение системы налогообложения. Это ввод в эксплуатацию участков нефтепроводной системы, которая позволит нам реализовывать продукцию нефтяной отрасли. Это Куюмба–Тайшет и Заполярье-Пурпе от новых месторождений Восточной Сибири.

В газовой отрасли – это продолжение реализации проекта «Сила Сибири» и начало строительство других объектов по переработке газа. Продолжится реализация проектов по строительству заводов для обработки природного газа.

В целом, думаю, что, если говорить о топливно-энергетическом комплексе, он продолжит свое развитие, продолжит совершенствование нормативной базы для того, чтобы, в первую очередь, обеспечивать потребности российской экономики и реализацию нашего экспортного потенциала.

- Прогноз позитивный. Спасибо вам большое, что нашли время и ответили на наши вопросы.