Инспекторы вылавливали сомнительные автобусы по всему городу. Коммерсанты предпочитают парковаться в тихих местах и все время меняют адреса. При этом кто, куда и что перевозит, их не волнует — впрочем, как и техническое состояние этих автобусов.
По легенде, отправляем из Москвы в Волгоград партию контрафакта. О том, что на 300 телефонов ни одного документа, хозяйке говорим прямо. Без лишних вопросов за 2500 рублей нам рады помочь.
— Вы думаете, в мешках у нас товар лежит, у нас есть документы? Также нет!
— А если мы тротил везем, а не телефоны, вы ж не знаете — и чего, вы нас пустите в автобус и не проверите?
— Ну, это вопросы к водителю.
Это уже нелегалы международного уровня: автобус двинулся на Кавказ, но не успел проехать и десяти метров. Внезапному рейду не рады ни водители, ни горячие пассажиры.
— Как ты быстро зашел, так быстро и выходи!
Тон резко меняется, когда в салон заходят полицейские. С паспортами у пассажиров и водителей оказалось все в порядке, а вот разрешения для перевозки людей нет.
— Водитель?
— Да, второй водитель.
— Вы должны все правила знать.
— Ну, я-то не знаю столько.
Нелегальные рейсы четко продуманны. Билет на них можно купить только в Интернете или через знакомых, а автобус уходит не с автовокзала, как положено, а просто из двора. Точка меняется каждый раз.
Чтобы добраться до Грузии на этом автобусе, пассажиры выложили по 3 тысячи рублей.
— А билет вам дали какой-то?
— Ну, дадут, сказали.
— Сказали, что дадут, не дали пока?
— Ну, дадут, наверно, я не знаю.
"Билеты должны быть именные, в них должны быть указаны паспортные данные, фамилия, имя, отчество пассажира", — объясняет эксперт ГКУ "Организатор перевозок" Алексей Кокорев.
Сейчас до Тбилиси этот автобус доедет только в одном случае — если его водитель заплатит штраф от 100 до 150 тысяч рублей. Что касается пассажиров, то их высадят, и до Грузии им придется добираться другими маршрутами.
— Штраф-то отобьете, да, за неделю?
"За неделю? За год! Оставьте меня в покое, мне надо столько километров ехать!" — недоволен водитель.
С начала года в Москве с маршрутов сняли 50 только международных автобусов. Самым популярным направлением у извозчиков-нелегалов стала Беларусь — 15 рейсов. Далее Армения — 8, а еще Грузия, Украина, Германия, Молдавия, Казахстан, Эстония, Киргизия и Азербайджан.
Так уходят от налогов, игнорируют технический и медицинский осмотры. Никто не знает, в каком состоянии автобус и водитель отправляются в рейс.
Один из таких автобусов столкнулся с поездом на переезде по пути в Узбекистан, 16 человек погибли. На маршрут машина вышла даже без сидений — их убрали, устроив лежаки.
"Когда пытаются уйти от ответственности, потому что автобус пытался объехать пост ГИБДД, чтобы не оштрафовали граждан, это приводит даже к летальным исходам", — говорит председатель Комиссии по миграционной политике Совета по делам национальностей при правительстве Москвы Александр Калинин.
В общем, перевозят что угодно, кого угодно и как угодно. Силовики уверяют: чем больше будет рейдов — а соответственно, штрафов, — тем быстрее черная касса перевозок иссякнет, и коммерсантам придется работать по правилам.