О заявлении М.Саакашвили, политической ситуации на Украине, предвыборной гонке в США, высказываниях министров обороны Украины и Молдавии, инвестициях в энергетический сектор рассказал в программе "Мнение" Николай Азаров, экс-премьер Украины.

Что думает об новых реформах, которые ждут Украину экс-премьер Николай Азаров? И как он прокомментировал отставку Михаила Саакашвили с поста губернатора Одесской области. Все самое интересное он рассказал Эвелине Закамской в эксклюзивном интервью.

- Как вы прокомментируете заявление Михаила Саакашвили об отставке с поста губернатора Одесской области, обвинении действующей власти в коррупции и не желании искоренять коррупцию? Это начало исхода наемных иностранных менеджеров из Украины? - Я думаю, плакать в Украине никто не будет по этому поводу. Саакашвили еще вообще-то не ушел, он пока только подал заявление, которое еще не поступило в Киев, в канцелярию кабинета министров.

- Кто-то может за него начать бороться, уговаривать остаться?

- Да я не думаю, что кто-то может бороться, я просто формализую.

- Что это означает для Украины?

- С моей точки зрения это абсолютно закономерный итог. Он (Михаил Саакашвили – прим ред.) набрал оппозиционный рейтинг приблизительно на уровне 5 – 7 %. Это очень высокий для Украины рейтинг. Ближайший к нему оппозиционер Юлия Тимошенко имеет рейтинг около 8 %. Они из одного порядка. Ситуация благоприятствует, потому что, в стране есть такое брожение, запрос на оппозиционную силу есть.

- Саакашвили не прошел на парламентские выборы в Грузии?

- Да, он прошел, но его партия все-таки набрала определенный процент. Естественно, в Грузию не возвращается, а вот в Украине он собирается сделать карьеру. В Одессе ему больше показывать нечего, потому что два пустых года абсолютно. Никаких позитивных результатов его деятельности нет. На телевизоре он часто выступал и снискал определенную популярность. Я, правда, с трудом представляю, что жители, например, Черкасс или Винницы будут голосовать за Саакашвили. Но, тем не менее.

- Получается это заявка на политическую карьеру?

- Да, это однозначно заявка. Изначально, у него просматривались президентские амбиции. Слушая его выступление, мой слух резали его слова "наши солдаты" и так далее. Ясно, что заявка какая-то делается, но я думаю, что это пустая заявка. Я полагаю, что вряд ли у него что-либо получится. Но набрать, если вдруг внеочередные будут выборы в Верховную Раду, какой-то набрать определенный процент голосов за счет демагогии, за счет популизма, за счет резких нападок на тех, кто поднял это обычное явление в политике. То есть, он предаст всех кого надо предать.

Возможно ему понадобится определенная поддержка? Всегда, в данном случае Пинчук, думал, прежде всего, о своей безопасности, о сохранении своих активов. Сейчас, не секрет ни для кого, что на Украине Майдан, собственно говоря был затеян для передела собственности, и те, кто захватил власть, активно занимаются переделом собственности. Уже разрушены состояния многих олигархов, они потеряли много. Пинчука не трогают. А почему не трогают? Да потому что у него есть индульгенция. Значит, Порошенко не стесняется, заезжает к Пинчуку по вечерам, они сидят, обсуждают и строят большие планы, если Клинтон изберется президентом. Это станет своего рода зонтиком безопасности над Порошенко. Но, я думаю, зря он так считает, потому что оказанная услуга, уже услугой не считается. Это определенная аксиома. Если советники Клинтон скажут, что Порошенко - отработанный материал, то его выкинут без всяких колебаний и без зазрения совести.

- Через новую революцию?

- Да нет, его просто уберут, да и все. Они его держат очень четко в руках, и там есть, за что держать. Сомнений никаких нет. Я думаю, что американцы достаточно прагматичные люди. Посмотрите, насколько они любили предыдущего президента Египта - Мубарека, тем не менее, они не моргнув глазом, забросили его, да и все дела.

- Что может означать для Киева приход к власти Дональда Трампа?

- Мне трудно судить. Политика Клинтон предсказуема и ясна, но по отношению к Дональду Трампу судить трудно. Ряд здравомыслящих высказываний он сделал, связанных с тем, что надо заканчивать экспорт революций. Надо сосредоточиться на внутренних проблемах. Очень было бы неплохо, если бы американцы сосредоточились, прежде всего, на своих внутренних экономических проблемах. Устойчивость доллара и устойчивость американской экономики – это большой вопрос. От нее зависит очень много. Я всегда смотрел на Китай, Штаты, Россию. Для меня всегда эти страны были ориентирами с точки зрения проведения экономической политики.

- Французская компания Engie покупает долю в газовых хранилищах Украины. В преддверии зимы Россия пристально за судьбой экспорта газа, который пока еще идет транзитом через Украину. Тем не менее, в Киеве заявляют о том, что в украинскую энергетику придут иностранные инвесторы, которые будут и добывать газ, и транспортировать газ, и развивать инфраструктуру. Что вы можете сказать о перспективах прихода иностранных инвесторов в украинскую экономику, особенно в энергетическую сферу?

- Я слышу эти заявления уже почти три года. Если смотреть реалии, то инвестиции сократились более чем в 5 раз по сравнению с 13-ым годом. Если рассмотреть реальную сторону вопроса, то никаких крупных инвестиций не пришло на Украину. Теперь энергетическая сфера. Было бы неплохо, если серьезные инвесторы заинтересовались этим вопросом. У нас большие проблемы в энергетике, у нас застарелая теплоэнергетика, есть проблемы в атомной энергетике. Безусловно, с газом у нас есть вопросы.

- Во всех этих вопросах Россия могла бы быть партнером?

- Да, мы так и рассчитывали, наше правительство по крайней мере так и рассчитывало. У нас были совместные проекты модернизации атомных электростанций, совместные проекты развития добычи и транспортировки газа, модернизация нашей газотранспортной системы. Но я не видел ни одного протокола о намерениях. Вы же, наверное, не представляете сколько проходит времени от протокола о намерениях до реализации какого-то инвестиционного проекта. Все это пустая болтовня, и я не вижу результата. Я ставлю себя на место какого-то крупного инвестора, а мы же работали с такими крупными компаниями как Shell и Shevron.

Зачем крупный инвестор придет на Украину? Во-первых, нестабильность. Абсолютно нет никакой гарантии, что та ситуация, даже сегодняшняя, сохранится в будущем. Во-вторых, очень ограниченный рынок. В-третьих, сворачивается объем промышленности. Предположим, если добывать газ, его куда его девать? России продавать? Понятно, что это глупость. Европе продавать? Так там хватает своих поставщиков газа. Затраты надо вложить колоссальные, то есть от момента бурения первой разведочной скважины до момента эксплуатации пройдет 10 - 15 лет, надо внести громадные затраты и представлять себе совершенно четко и точно, что я эти затраты верну.

- Может быть снабжение внутреннего рынка?

- Давайте посмотрим на внутренний рынок. Раньше в советское время, Украина потребляла 100 миллиардов кубометров газа, экономика вся работала. Потом мы сократили объем потребления газа до 70-ти миллиардов. В мое время мы потребляли около 60 миллиардов кубометров газа. Сейчас мы потребляем 30 миллиардов кубометров газа. Что это такое? Это означает, что химия у нас практически не работает. Металлургия значительно сократила производство, машиностроительные предприятия, где не так много газа расходуется, тоже остановились. В ЖКХ мы умудряемся снижать температуру и не отапливать до такой степени, что, действительно, стали очень мало потреблять газа.

Получается, зачем я буду добывать газ, если нет потребителей внутри страны. На мой взгляд, Европа увеличивает потребление газа, то есть создает более комфортные условия для жителей и для развития промышленности. Топить дровами можно было в 19 веке. Но в 21 веке надо находить другие источники отопления или искать другие виды топлива – например уголь, если выбирать. Наверное, все-таки перспективнее газ.

Европа значительно увеличивает потребление газа, из года в год. А мы почему-то предпочитаем, я имею в виду киевское руководство, топить дровами и переходить на дрова.

- Сланцевая добыча имеет перспективу на Украине?

- Сланцевой добычей газа я очень предметно занимался. Были определенные расчеты, даже строили планы. Теоретически запасы сланцевого газа на Украине это сотни триллионов кубических метров газа. Это немаленький запас. Но где они располагаются?

Предположим, Юзовская площадка - это Донбасс, густонаселенный регион. Когда, мы вели переговоры с этими известными компаниями (Shell, Shevron – прим. ред.), они сомневались и мы сомневались, в контракт были внесены очень серьезные условия экологической безопасности.

Возьмем, другую Олесскую площадку в Карпатах на Западной Украине. Она уходит в Польшу. Поляки тоже имеют приличные месторождения. Поляки раньше нас начали заниматься добычей газа в этом регионе и бросили. Они опередили нас на 2-3 года и пришли к выводу о бесперспективности для себя, с учетом цен, конъюнктуры мирового рынка и так далее. К такому же выводу пришел Shevron, заключивший с нами контракт. Все посчитали, прикинули. И тоже посчитали неперспективным.

Я тоже считаю, что в условиях, когда на рынке такие цены на газ. Мы вели разговоры о сланцевом газе, когда газ для нас, который мы покупали стоил 450 - 500 долларов за 1 тысяч кубометров газа.

- Сейчас газ стоит $ 167 за 1 тысяч кубометров газа?

- Cейчас газ стоит $ 160 за 1 тысяч кубометров газа. Дураку понятно, что это абсолютно не нужно делать.

- Как вы оцениваете новость, которую задали министры обороны Молдавии и Украины, обсуждая необходимость вывода войск России из Приднестровья? Войска, которые обеспечивают с 92 года мир на территории Молдавии и Приднестровья. Создание гуманитарного коридора для выхода российских войск через Украину? Что это, к чему это?

- Ну, абсолютно безответственное заявление. Сначала надо было бы спросить Россию. Если вы собираетесь выводить войска. Вы приняли решение о выводе. Потом надо поинтересоваться у Приднестровья. Что можно сказать про этого министра обороны? Безответственный человек абсолютно. Я думаю, что недолго ему осталось.

Предстоит второй тур президентстких выборов буквально через неделю. На будущий год предстоят парламентские выборы. Я думаю, что это правительство, которое сейчас находится у власти, 100% проиграет. Этого министра обороны вместе с его заявлением никто через год не вспомнит.

- Когда Вам пишут граждане и жители Украины, что они пишут о России? Два года назад многие считали, что поссорились ненадолго, но конфликт все затягивается и затягивается. Кто вам пишет и о чем?

- Да, большая корреспонденция. Вот сейчас, например, я получил письмо из украинского города Геничевск, Херсонской области. Геничевский район граничит с Крымом. В очередной раз люди остались без газа, это все-таки южнее Москвы и относительно теплее. Но сейчас начинает снижаться температура, наступает зима. Люди опять пишут письмо, которое подписало 700 жителей города Геничевска, несмотря на колоссальный прессинг, террор, наличия боевиков, различных татар и так далее, они пишут опять обращение к Путину – "Владимир Владимирович, помогите! Вы нас в прошлом году спасли, дали указание, начали по крымской ветке поставлять газ в Геничевск. Дайте, пожалуйста, сейчас указание".

Я задаю себе простой вопрос, ребята, которые сидит в Киеве, я не говорю про Порошенко и Гройсмана. Там же пониже есть чиновники - министр энергетики или его заместитель. Вы же за что-то хоть отвечаете? У вас 60-тысячный город остался без газа. Чего же вы дожидаетесь решения Путина, а сами-то не решаете?

И таких писем немало.