Быть или не быть – вот в чём вопрос? Речь, конечно, о британском референдуме 23 июня. Британия десятки лет сближалась с континентальной Европой, но теперь стала взвешивать минусы. Беженцы, социальные платежи, отчисления в общую казну – конечно, нагрузка. Но в случае выхода могут возникнуть серьёзные проблемы, с которыми даже Банку Англии будет весьма сложно справиться.

Референдум о выходе Британии из состава ЕС уже близко – до него осталось чуть больше месяца. При этом дальнейшая судьба страны до сих пор не ясна. Британские СМИ уже составили портрет сторонника сохранения и выхода. Первый – студент из крупного города. Второй – пенсионер с востока Англии. Особенность в том, что студент может пропустить голосование, а вот пенсионер пойдёт на участок обязательно. Влиятельные лица тоже разделились. Мэр Лондона – за выход из ЕС, премьер-министр – за то, чтобы остаться. Даже в палате лордов возник раскол из-за вопроса референдума. Экономические последствия выхода Британии могут быть весьма ощутимыми. Эксперты утверждают: Банк Англии окажется между молотом и наковальней. С одной стороны – дезинфляционное давление экономического шока, с другой – инфляция из-за падения фунта.

С ноября 2015-го года индекс действующего валютного курса британского фунта потерял 9%, и это, по мнению аналитиков, ещё не предел. Тремя главными причинами падения фунта могут стать выросшие премии за риск, сократившийся приток иностранного капитала и подскочивший дефицит торгового баланса. Десятки лет Британия действовала по европейским лекалам, и вдруг сделает прыжок в неизвестность: конечно, никто не будет ни инвестировать, ни торговать с Великобританией, как прежде. Так как же конкретно это скажется на валюте? Здесь мнения расходятся, причём существенно.

Фунт потеряет ещё 10% - утверждают AXA Investment Managers и экономисты, опрошенные Bloomberg. Потери составят ровно в 2 раза больше – полагают в Goldman Sachs и Citigroup. Рост инфляции при этом затрудняются оценивать. Тут уже шестикратный разброс – от пяти десятых процента до целых трёх. Соответственно, и реакция Банка Англии непредсказуема: либо рост цен надо будет разгонять до целевого показателя в 2%, либо, наоборот, снижать до него.

С удержанием стерлинга в рамках приличий могут возникнуть серьёзные проблемы. В пересчёте на доллары совокупные резервы правительства и Банка Англии составляют всего 163 миллиарда. Фунтов на рынке форекс обращается в десятки раз больше, и в случае неожиданных резких движений британским регуляторам будет сложно их остановить. По результатам 4-го квартала 2015 года дефицит торгового баланса составил рекордных 32 миллиарда 700 миллионов фунтов – это уже 7% ВВП. Это означает, что Британия зависит от притока капитала зарубежных инвесторов. Скорее всего, финансовые потоки хотя бы частично иссякнут, если Британия нарушит европейские правила игры.

В любом случае, борьба с инфляцией остаётся главной целью британского регулятора. Цитируем: "Комитет по монетарной политике вынужден будет искать компромисс, борясь с инфляцией и поддерживая занятость и экономический рост. Тонкости монетарной политики будут зависеть от магнитуды колебаний спроса и предложения, и от динамики обменного курса. Какими бы ни были последствия референдума, приведение инфляции к целевому показателю в 2% останется для нас абсолютным приоритетом" - Банк Англии