"Турецкий поток" неизбежен

Владимир Путин рассчитывает, что Россия и Турция смогут переломить ситуацию с сокращением объемов двусторонней торговли. Об этом он заявил, принимая этим вечером главу правительства Турции Бинали Йылдырыма. Как "Турецкий поток" изменит энергетическую и геополитическую карту европейского континента?

Владимир Путин рассчитывает, что Россия и Турция смогут переломить ситуацию с сокращением объемов двусторонней торговли. Об этом он заявил, принимая этим вечером главу правительства Турции Бинали Йылдырыма. Для турецкого политика это первая поездка в Россию в качестве премьера. Президент отметил, что рад с ним познакомиться, и передал привет своему коллеге Реджепу Тайипу Эрдогану. Как "Турецкий поток" изменит энергетическую и геополитическую карту европейского континента?

- Почему за реализацией проекта так внимательно и ревностно следят на Западе?

- Очевидно, потому что понимают: "Турецкий поток" — это больше, чем просто труба. Это водораздел для Европы — в прямом и переносном смысле. Газопровод пройдет по дну Черного моря до европейской части Турции и далее, к границе с Грецией. Там будут построены резервуары для хранения топлива и дальнейшей транспортировки в Европу. 900 километров по морю, почти 200 километров по суше. 2 параллельные нитки каждая мощностью 16 миллиардов кубометров в год . По одной трубе газ пойдет в Турцию, по другой — транзитом в Европу.

Межправительственное соглашение о строительстве было подписано месяц назад в Стамбуле в присутствии президентов Путина и Эрдогана. Для Анкары проект открывает большие геополитические возможности. Турция сама получает стабильный газ по льготным ценам, зарабатывает на транзите. И приобретает важное стратегическое значение, как транзитер газа для других государств. Сегодня премьер Дмитрий Медведев заверил своего турецкого визави: Россия ратифицирует соглашение в ближайшее время.

"Это не конкуренция с какими-либо другими газопроводами, в том смысле, что у каждого есть свое место, а сам "Турецкий поток" должен органично дополнить те возможности по поставкам на европейский рынок, который уже существует, но и в то же время застраховать европейских потребителей от существующих рисков, — отмечает премьер-министр Дмитрий Медведев. — А что такие риски есть, мы все прекрасно знаем".

Турецкий поток не касается только Турции и России, в плане энергетической безопасности Европы имеет огромное значение, является региональным проектом. И в России, и в Турции создается почва для развития стратегического партнерства.

- Смотрю на карту и не вижу в маршруте Украины. Как Киев реагирует на строительство "Турецкого потока"?

- Киев реагирует болезненно. Украина теряет минимум 15 миллиардов кубометров годового транзита. "Нафтогаз" отказывается от модернизации компрессорных станций, которые обеспечивали транспортировку газа на турецком направлении. Мощности скоро опустеют и вкладываться в них теперь бессмысленно. Но обиднее терять статус транзитера, от которого хоть что-то, но зависит. Такую же ошибку совершила Болгария, когда под давлением Еврокомисии остановила " Южный поток". И теперь Турция встает на освободившееся место.

"Все разрешения по "Турецкому потоку" выданы в полном объеме, — констатирует глава "Газпрома" Алексей Миллер. — Сегодня мы с уверенностью говорим о том, что во второй половине 2017 года начнется строительство морского участка проекта "Турецкий поток", и обе нитки будут введены в строй до конца 2019 года".

Алексей Миллер пролил свет на еще одну интригу. Как газ из "Турецкого потока" потечет дальше — к европейским потребителям. "Газпром" войдет в проект "Посейдон" — труба по дну Ионического моря, которая соединит газотранспортные системы Греции и Италии.

Посмотрим на карту. "Турецкий поток" плюс "Посейдон" составят достойную конкуренцию трансанатолийского и трансадриатического газопроводов (ТАНАП и ТАП), которые должен заполнить газ из Азербайджана. Здоровая конкуренция — то, чего так требовала Европа.