На Псковщине, в Михайловском, вспоминают "наше все" — Александра Сергеевича Пушкина и его наследие. Пушкинские настроения с годами только множатся.
Итак, она звалась Татьяна и бежала по Михайловской поляне, а за ней летел воздушный змей — над лугами, дубравами, озером, над местами, воспетыми ссыльным поэтом, где вот уже в 50-й раз открылся пушкинский праздник.
Пушкина поют, читают, рисуют. Играют Пушкина и в Пушкина. Здесь и академический хор, и скоморохи, и ярмарка — обычная и книжная. Штамп праздника — на долгую память.
"Для меня это родной человек, земляк мой. Я стараюсь собирать то, что касается жизни и творчества", — рассказал один из местных жителей.
Как родному на лентах венка пишут просто: "Александру Сергеевичу". С самого утра к Анастасьевским воротам Святогорского монастыря идут люди с цветами. К началу службы на могиле поэта среди священников появляется схимонах. Куколь — знак отречения от мира. Но получается, не от Пушкина.
"Пока живы русский язык и люди, которые говорят и думают на русском языке, Пушкин останется в сердце и душе русского человека. Он действительно выражает очень сегодняшние мысли и чувства, а это значит, что он выражает вечные мысли и чувства. Поэтому Пушкин — навсегда", — уверен Владимир Толстой, советник президента РФ по вопросам культуры и искусства.
Цветы ложатся и к мемориальной табличке с именами саперов, погибших при разминировании монастыря. Это было в 1945-м. Немцы, отступая, взорвали колокольню. В войну Михайловское — их узел обороны, в усадьбе — огневая позиция. Но уже к 1949 году здесь все снова так же, как при Пушкине. Восстановлено. Неимоверный подвиг.
Пережив осквернение, пушкинские места остались местами силы. Сохранились ландшафты, озера, туманы — все, среди чего жил и чем вдохновлялся поэт. Да, приусадебные парки были разорены. Под старинным дубом в Тригорском немцы устроили блиндаж. Его разобрали и по бревнышку вытащили. Тот самый дуб, вглядевшись в ветви которого и сейчас можно разглядеть хвост русалки.
Это невозможно — опорочить удивительный дух, наполненный поэзией воздух, завораживающие пейзажи. За этим люди со всей страны приезжают на Пушкинский фестиваль.
В Михайловском состоялся первый Пушкинский день поэзии. 1967 год. Самый первый праздник. Ираклий Андронников, Бэла Ахмадуллина… Поляна в Михайловском переполнена. В 1970-м в Пушкинские горы приезжают уже поэты из Индии, Мексики, с Кубы.
"Возник он на волне всеобщей влюбленности в поэтическое слово и в ту пору, когда мы уже были в космосе, когда каждый день приносил новые научные открытия и подтверждения невероятных возможностей человека, когда поэзия стала естественной частью повседневной жизни", — отметил Георгий Василевич, директор Государственного мехея-заповедника А. С. Пушкина "Михайловское".
Спустя полвека здесь продолжают декламировать стихи. Свои и, конечно, его.
Приехав сюда однажды, многие возвращаются, а некоторые остаются навсегда. Сергей Ешин под мерный стук водяного колеса рассказывает детям, как работает мельница, и сыпет им в руки муку. Боевой офицер, служивший в Югославии, Абхазии, Чечне, десять лет он — хранитель маленького музея в составе Пушкинского заповедника.
"Мельница меня спасла, я только здесь себя и нашел. Тяжело себя было найти в жизни. Но здесь я как-то перестроился с военного времени на гражданское, на мирную жизнь", — отметил хранитель музея "Водяная мельница" Сергей Ешин.
Он говорит, что если внимательно посмотреть на стык колеса и воды, можно увидеть, как расплывается пространство и из глубины веков восстают картины прошлого. Сменяются люди, эпохи, но неизменной остается природа — густые пряные запахи поля, пение птиц. Все это и стихи позволяют лучше любых исследований понять поэта.





















































































