Почти безвыходная ситуация складывается вокруг знаменитого Дома с барельефом в Плотниковом переулке. Памятник культуры находится в частных руках, и реставрация за счет города невозможна. Но и собственники вкладывать миллионы не готовы. В итоге единственное в своем роде здание с уникальным фасадом все больше напоминает не исторический особняк, а обшарпанную развалину.
Один из самых откровенных сюжетов в русской литературе написан скульптором — великие отечественные классики в поисках вдохновения руками и губами тянутся к юным, местами обнаженным музам. В фигурах на барельефе угадываются Пушкин, Гоголь, некоторым мерещатся Тургенев с Достоевским, в центре композиции — без всяких сомнений граф Толстой.
"Лев Николаевич ведет какую-то беседу с прекрасной дамой — вероятно, достаточно фривольную, потому что он расположен к ней несколько близко, и о содержании этой беседы мы можем только догадываться", — рассказывает в интервью программе "Вести-Москва" москвовед Иван Борисов.
Как именно на фасаде здания появился столь смелый барельеф, никто доподлинно не знает. По одной из версий, до революции здесь был публичный дом — разумеется, без вывески, вместо нее — обнаженные фигуры, которые служили для гостей опознавательным знаком. Есть и другая, более поэтичная легенда — скульптуры готовили для оформления Музея изящных искусств, но слишком уж откровенную работу архитектора Жерихова забраковали. Не выбрасывать же — и отправили в Плотников переулок. Уникальный барельеф сегодня почти разрушен — сыпется штукатурка, фасад пошел трещинами. Великие русские писатели — все до одного с разбитыми лицами, в объятьях сильно потрепанных муз. Но денег на реставрацию у жителей дома нет.
"Мы коммуникации перекладывали, электроэнергию делали — щитки меняли, но сам фасад невозможно сделать без помощи города. Сумма, которая может быть потрачена на фасад дома, порядка 70 миллионов рублей", — поясняет председатель ТСЖ Татьяна Павлова.
Дом с барельефом несколько лет назад официально признали памятником регионального значения, присвоили ему охранный статус, даже включили в план реставрации. Но работы до сих пор идут только на бумаге.
"Когда этот объект поставили на охрану, у людей появилась надежда. Мы подписывали петицию по поводу этого дома, общественность бунтовала — ну нельзя же так относиться к таким ценным объектам! И ответ был — да-да, мы отреставрируем", — отмечает депутат совета депутатов муниципального округа Хамовники Александра Парушина.
Дом хоть и является объектом культурного наследия, но городу не принадлежит — это частная жилая собственность. Заниматься всеми видами ремонтных работ, в том числе и реставрацией, должна управляющая компания.
"На самом деле город уже осуществил большую помощь собственникам путем разработки научно-проектной документации. Законодательством не предусмотрено за счет города проводить реставрацию объектов, находящихся в частной собственности", — признает заместитель начальника управления территориального контроля департамента культурного наследия Москвы Олег Голосной.
Единственное, что может сделать департамент, — выдавать управляющей организации предписания, а в случае невыполнения требований — выписывать штрафы. Символические. Откупиться гораздо выгоднее, чем тратить миллионы на сложную научную реставрацию.
























































































