
Фото: Еврокомиссия
Энергетический союз ЕС был создан только в 2015 году, но существованию единой энергетической стратегии Европы уже брошен вызов – выход Соединённого Королевства из состава Евросоюза. И хотя оценивать последствия этого события сегодня еще рано, проблемы, связанные с ним, Томас Каннингем, глава Международного энергетического центра Атлантического совета, формулирует уже сейчас.
Первый блок проблем касается судьбы нефтедобычи в Северном море. Как только стали известны результаты референдума о выходе Великобритании, первый министр Шотландии Никола Старджен объявила, что Шотландия продолжит бороться за свою независимость, что неизбежно приведёт к дебатам о том, кто имеет право добывать нефть и газ в данном регионе: Лондон или Эдинбург. Цель Шотландии – выйти из состава Соединённого королевства, но остаться в ЕС, а значит, Эдинбург сможет продолжить добычу нефти беспрепятственно, в то время как Лондон лишиться всех преимуществ, предоставляемых членством в Евросоюзе.
Вторая группа вопросов посвящена непосредственно рынку электроэнергетики. Так, например, существование единой инфраструктуры создает трудности в первую очередь для ЕС, так как Ирландия, отделённая от континента Туманным Альбионом, остается частью Евросоюза, а значит и частью единого энергетического рынка. Но и для Великобритании всё не просто. С одной стороны, степень зависимости Соединённого королевства от энергетического импорта ниже, чем других стран ЕС, а уровень энергетической безопасности, наоборот, высок. С другой стороны – Великобритания больше не сможет получать выгоду от общих европейских энергетических проектов, что заставляет сомневаться в выгодности Brexit∎а.
Третий блок затрагивает вопросы охраны окружающей среды. Великобритания активно поддержала Парижские соглашения, касающиеся снижения уровня углекислого газа в атмосфере с 2020 года, и хотя в связи с последними событиями некоторые процедуры, связанные с достигнутыми соглашениями, могут затянуться, Соединённое королевство не отказывается от их соблюдения. Охрана окружающей среды остается приоритетом для Европейского Союза.

Россия окончательно не отказывалась ни от одного из газовых проектов: ни от "Южного потока", ни от "Турецкого потока". Об этом заявил Владимир Путин на итоговой пресс-конференции.
Одно из главных направлений деятельности Энергетического союза – стимулирование НИОКР, в том числе развитие альтернативной энергетики, которая играет важную роль для Европы, стремящейся освободиться от зависимости от не возобновляемых источников энергии. По словам экс-министра энергетики Ирландии, в настоящем лидера Партии зелёных, объединённую энергетическую систему Европы можно представить себе как большое кольцо, соединяющего Норвегию с Великобританией, затем через канал – с Францией, Бельгией, и Нидерландами, а через Германию возвращающегося в Скандинавию. Особую роль в этом кольце играют Германия и Великобритания. Генерирование возобновляемой энергии скачкообразно по своей природе, разница во времени между странами, составляющая 1 час, позволяет этим двум странам сгладить подъемы и спады потребления энергии. Выход же Великобритании из ЕС приводит к тому, что кольцо размыкается, и сглаживание скачков в потреблении энергии до этого работавшее автоматически будет связано с рядом бюрократических трудностей.
Таким образом, выход Великобритании из состава Евросоюза поставил перед рынком энергетики Европы множество вопросов, ответы на которые только предстоит найти.





















































































