В центре Москвы прошлой ночью собаки растерзали пожилую женщину – 79-летнюю Валерию Игоревну Вац, вдову известного советского диктора и актера Кирилла Ваца. По одной из версий, на нее напали сторожевые овчарки, которых ночами выпускали на охрану территории вокруг здания министерства спорта. Дежурившего ночью охранника теперь судят.
Сопровождаемый конвоем в зал судебного заседания, охранник Александр Самарцев немногословен. Будто не замечая десятки телекамер, он ровным шагом проходит в зал суда, стыдливо опуская глаза в пол.
Не комментирует произошедшее и руководитель частного охранного предприятия, ненавязчиво ходя по кругу в попытке избежать не удобных вопросов.
Еще ночью Александр Самарцев был на рабочем дежурстве, охраняя территорию, прилегающую к министерству спорта РФ, что на улице Казакова. О том, что меньше чем через сутки на его руках замкнутся наручники, он не догадывался ни когда выпускал сторожевых собак на выгул, ни когда позже оставил их без присмотра. О том, что в открытый сквер, высаженный деревьями, могут зайти люди, в голову ему просто не пришло.
- Может быть, у вас в сквере просто гуляют?
- В сквере нет, в сквере нельзя гулять, — отвечает Самарцев.
- Ну, а на ваш взгляд, как это могло произойти? Вас же это тоже шокировало?
- Как вы думаете, как я на этот вопрос отвечу, на мой взгляд? Конечно, меня это все шокировало.
Четыре собаки, по одной версии, сторожевые выдрессированные овчарки, по другой – дворняги, прикормленные местной охраной, растерзали 79-летнюю женщину. Количество ран указывает, что ужасная расправа длилась не одну минуту. Где в этот момент был Александр, неизвестно. Погибшая оказалась вдовой известного советского диктора Кирилла Ваца. Друзья и знакомые характеризовали ее как человека адекватного, на закрытую территорию, по которой носятся агрессивные псы, старушка бы не пошла.
"Нормальная женщина, очень грамотная и умная. Любила ходить в музеи, на экскурсии, в кино сходить", — рассказывает Александр Маркин, консьерж дома, где жила погибшая.
Через шлагбаум, ограничивающий проход, в сутки проезжают десятки машин, а организации, делящие с Минспорта прилегающую территорию, принимают сотни человек. По убеждениям ЧОП, собаки жили в вольерах под присмотром кинолога. Однако в эту версию борцы с уличными животными верят с трудом. Говорят, дворняжьи стаи нередко прибиваются к охранным КПП, и подобные трагедии, увы, тоже не редки.
"По разным сведениям, это прикормленные собаки, которые жили там где-то возле сотрудников ЧОП, и, в общем-то, не управлялись никаким способом сотрудниками ЧОП. То есть, были на вольном выпасе. И никаких там не было вольеров, и собаки эти не служебные, — говорит догхантер Геннадий Осовицкий. — При всех случаях нападения собак на человека собака должна уничтожаться. Любым гуманным безболезненным способом".
Не осталась эта история и без внимания зоозащиты. Активисты убеждены: то, что женщина погибла именно от укусов собак, а не от инсульта или остановки сердца, еще нужно доказать. Собаки выполняли свою охранную функцию – усыплять их нельзя.
"У меня вопрос: для чего мы вообще тогда охраняем что-либо? Давайте тогда откроем двери, окна, скажем: "Заходите люди, берите, все, что хотите". Служебные собаки выполняли свою охранную деятельность, так же как и тот ЧОП", — считает зоозащитник Мария Высоцкая.
Чем закончится следствие и что сделают с растерзавшими пенсионерку собаками, пока не известно. На данный момент решением суда допустивший трагедию охранник отпущен под подписку о невыезде.