Москва, 24 марта — "Вести.Экономика". Пожар склада с боеприпасами под Харьковом удалось потушить только на вторые сутки, и теперь министерству обороны Украины предстоит оценить ущерб.

И хотя власти Украины всячески отрицают факт целенаправленного сокрытия массовых хищений оружия, многие военные эксперты склоняются именно к этой версии.

Как ранее сообщало агентство Reuters, оружие поставляется террористам во всех точках мира из зоны силовой операции Киева на востоке Украины. Агентство утверждает, что об этом стало известно из бесед с сотрудниками СБУ и ополченцами, из данных правоохранителей и судебных документов.

Украинские добровольческие карательные батальоны зачастую не ведут учета оружия в своих арсеналах, а командиры не могут заставить солдат сдать оружие, когда те увольняются. Кроме того, создаются тайники с оружием, чтобы скрыть его от учета властей.

Перепродажей оружия занимаются на территории, подконтрольной ополченцам, и на территории, занимаемой украинскими силовиками. Контрабанда идет на Северный Кавказ, на Ближний Восток, в Европу – для дальнейшей поставки в Китай, Ирак, Сирию и Ливию. В послужном списке украинских оружейных баронов — поставки оружия тамильским сепаратистам, нелегальные поставки на внушительную сумму 80 миллионов долларов в Конго, обвинения в продаже танков талибам.

Артсклады Балаклеи на рубеже 2000-2010 годов были перегружены на 23 процента, при этом зачастую речь шла о снарядах с избыточным сроком хранения: в 2010 году на складах Балаклеи находились снаряды 1938 года выпуска, при этом программа утилизации постоянно срывалась. Уже в 2008 году количество боеприпасов, требующих немедленной утилизации, превысило 400 тысяч тонн. По состоянию на июнь 2013 года база оставалась перегруженной. Сейчас заполненность складов официально 138 тысяч тонн, однако официальные лица Украины называют и более высокие цифры — до 175 тысяч тонн.

При этом "утилизация" по-украински зачастую выглядит как продажа цветных металлов, порох и взрывчатые вещества из-за невысокой стоимости оставались на складах, уволившийся начальник базы становился руководителем филиала фирмы-утилизатора. При этом база ежегодно горела три года подряд. Естественно, что приоритетной целью утилизации зачастую становились не самые старые, а самые дорогие снаряды.

Нелегальная торговля оружием — единственная прогрессирующая отрасль украинской экономики. Иными словами, безопасность базы была под большим вопросом вне всякого диверсионного контекста. В то же время позиция Украины слишком похожа на попытку любым способом приписать ЛДНР террористическую деятельность.

Повторятся ли пожары?

На момент начала АТО министерство обороны страны отчиталось о 2,16 миллиона тонн боеприпасов, 474 тысячи тонн из которых подлежали утилизации. При этом доля запасов, которые не могли быть использованы в военных целях, в Балаклее была одной из самых низких — порядка 7 тысяч тонн.

В 2013 году Украина уже не располагала избыточным количеством 152-миллиметровых снарядов и тяжёлых РСЗО "Ураган". В 2014 году Киев запрашивал у США поставки боеприпасов, в 2015 году перешел к их закупкам в Болгарии. Так что, если верить этим сообщениям украинской прокуратуры, взрыв в Балаклее может дополнительно усугубить дефицит 152-миллиметровых снарядов.

Балаклея считалась наиболее современной и безопасной базой. Риск повторения подобного сценария на других крупных складах боеприпасов значительнее. При этом размещение складов рядом с жилой застройкой — слишком распространённая особенность таких объектов на относительно густонаселённой Украине. Таким образом, очередные взрывы на складах боеприпасов на Украине выглядят почти неизбежными.

Как и то, что рано или поздно они закончатся массовыми жертвами. При этом для Киева, который стремится добиться признания ЛДНР теророистическими организациями, они станут поводом для соответствующих обвинений.