Гражданам развитых стран, мечтающим о деньгах с вертолётов, бесплатных сертификатах на холодильники, стиральные машины и телевизоры, а так же о прочих методах прямого финансирования расходов домохозяйств государством, лучше пока забыть о своих мечтаниях. Главы Центробанков Японии и Великобритании высказались резко против идеи нобелевского лауреата Фридмана.

Харухико Курода заявил о том, что даже не думает о "вертолётных" деньгах, так как сам этот принцип противоречит ключевым японским законам в области финансов. Инфляция и ВВП Японии застряли на мёртвой точке, и экономисты начали обсуждать идею, предложенную Милтоном Фридманом ещё в 1969 году. Власти могли бы продавать долг прямиком Центробанку, а напечатанные деньги инъецировать в экономику посредством снижения налогов или проведения льготных программ для потребителей.

Но это размоет чёткую границу между властью и независимым Центробанком – парирует господин Курода. Текущий выкуп активов в рамках QE и отрицательные процентные ставки, якобы, ничего не размывают. Эксперты Deutsche Bank подтверждают точку зрения главы ЦБ Японии: статья пятая Закона о гражданских финансах запрещает регулятору прямое стимулирующее финансирование, особенно в области налогообложения.

Господин Курода – не единственный, кто выступил в крестовый поход против "вертолётных" денег. Марк Карни, возглавляющий Банк Англии, так же заявил о том, что он, мягко говоря, не в восторге от идеи Фридмана применительно к текущей ситуации.

Главная претензия господина Карни заключается в том, что в случае разбрасывания денег с вертолётов никак не удастся впоследствии устранить избыток ликвидности. Стратегия Фридмана необратима: единожды потраченные потребителями реальные деньги останутся в системе, в то время как в текущих схемах с банками, QE и гособлигациями есть пути к отступлению. Карни призвал не лезть в область чистых гипотез и оперировать проверенными инструментами Банка Англии.

В еврозоне темпы роста инфляции так же в десятки раз отстают от цели регулятора. Отношение ЕЦБ к деньгам с вертолётов уже известно. Старший экономист Центробанка, Питер Прэт, заявил о том, что в правлении ЕЦБ смелая идея Милтона Фридмана даже не обсуждалась.