Телефон Улюкаева слушали

В ночь на вторник арестован министр экономики в правительстве России Алексей Улюкаев. Речь идет о взятке в размере двух миллионов долларов, а задержание произошло с поличным. Улюкаев свою вину полностью отрицает, говорит, что стал жертвой провокации и готов сотрудничать со следствием.

Автор: Дмитрий Киселев

В ночь на вторник арестован министр экономики в правительстве России Алексей Улюкаев. По версии Следственного комитета, речь идет о взятке в размере двух миллионов долларов, а задержание произошло с поличным. Сам Улюкаев свою вину полностью отрицает, говорит, что стал жертвой провокации и готов сотрудничать со следствием.

Алексей Улюкаев был в разработке ФСБ примерно год. Президент Путин, как сообщают, был в курсе. Арестованного Улюкаева глава государства уволил с поста министра экономики "в связи с утратой доверия". В таких случаях это стандартная формулировка.

Первое, что в ночь ареста заявил пресс-секратарь президента России Дмитрий Песков: "Это очень серьезное обвинение, которое требует очень серьезных доказательств. В любом случае, решить что-либо может только суд".

О суде же, как последней инстанции, говорил и премьер Медведев, мол, только он может поставить точку во всем процессе, как и в вопросе о виновности или невиновности Улюкаева.

Экс-министр, судя по всему, может находиться под следствием долго. По крайней мере, статистика по расследованию коррупционных дел российских чиновников высшего уровня в ХХI веке говорит о сложностях сбора доказательств в таких случаях.

Итак, сейчас под арестом и по обвинению в коррупции находятся аж четверо экс-губернаторов:

- Владимир Торлопов (Коми) — полтора месяца под следствием, с октября 2016;

- Никита Белых (Кировская область) — пять месяцев под следствием, с июня 2016;

- Вячеслав Гайзер (Коми) — уже год и два месяца под следствием, с сентября 2015;

- Александр Хорошавин (Сахалин) — под следствием уже год и 8 месяцев, с марта 2015.

Еще один — Василий Юрченко (Новосибирская область) с мая 2014 года под подпиской о невыезде, уже два с половиной года.

Отбывают назначенный судом срок два бывших губернатора:

- Николай Денин (Брянск) — от ареста до приговора 6 месяцев. Полученный срок — 4 года колонии;

- Вячеслав Дудка (Тула) — до колонии более двух лет под домашним арестом. Срок — 9 с половиной лет строгого режима.

Однако, по словам Дмитрия Пескова, "бывают разные ситуации". И если опять же говорить о статистике, то большинству оказавшихся под следствием губернаторов до сих пор удавалось избежать реального срока:

- Леонид Коротков (Амурская область) — после отставки по утрате доверия в апреле 2010 года следствие шло год и 8 месяцев, после чего полное оправдание в суде;

- Александр Тишанин (Иркутская область) — обвинение и уголовное дело осенью 2011 года. Спустя полгода — весной 2012 года дело закрыто за отсутствием состава, до суда не дошло;

- Алексей Баринов (Архангельская область) — арест в мае 2006 года. Сентябрь 2007 — освобожден из зала суда с условным сроком;

- Михаил Машковцев (Камчатка) — уголовное дело в октябре 2003, дело закрыто до суда в июле 2005 года.

Алексей Улюкаев — первый арестованный министр федерального правительства. До сих пор резонансной была история замминистра финансов Сергея Сторчака. Арест в ноябре 2007 года, в январе 2011-го дело закрыто по отсутствию состава преступления. Сейчас Сторчак продолжает трудиться в Правительстве на прежнем месте.

Автор: Дмитрий Петров

Первые сообщения о задержании Алексея Улюкаева появляются глубокой ночью с понедельника на вторник, в 02.39. Информагентства передают совсем немного деталей — министр экономического развития задержан с поличным при попытке получения взятки в размере двух миллионов долларов. Операция проводилась совместно сотрудниками Следственного комитета и Федеральной службы безопасности. Улюкаева сразу же доставляют в штаб-квартиру Следственного комитета в Техническом переулке. Допрос длится несколько часов. На 11 этаже всю ночь не гаснут несколько окон. В 03.09 появляется комментарий пресс-секретаря президента. Дмитрий Песков подчеркивает, что это очень серьезное обвинение и итоговое решение должен будет принять суд. Официальное сообщение представителя Следственного комитета появляется еще до рассвета.

"Алексею Улюкаеву предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 6 статьи 290 УК РФ "Получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации", — сообщает и.о. руководителя Управления взаимодействия со СМИ СК РФ Светлана Петренко.

А чуть позже СКР сообщит, что на руках министра обнаружены следы спецсостава, которым были обработаны долларовые купюры и портфель перед передачей их Улюкаеву.

"Роснефть" тоже не тянет с объяснениями. В 04.09 информагентства передают заявление Михаила Леонтьева: "Никто, включая СК никаких претензий и сомнений в законности сделки не высказывает".

Все претензии только к министру. Оказывается, Улюкаев находился в оперативной разработке больше года. Президент России и глава правительства об этом знали. Но именно история с "Роснефтью" привела к тому, что оперативники решили брать министра.

"По версии следствия, Улюкаев незаконно потребовал от представителя ПАО НК "Роснефть" в качестве взятки денежные средства за законную выдачу положительного заключения и оценки в отношении сделки по приобретению ПАО НК "Роснефть" государственного пакета акций ПАО АНК "Башнефть". При этом обвиняемый высказал угрозы, используя свои служебные полномочия, создать в дальнейшем препятствия для деятельности компании. Алексей Улюкаев был задержан с поличным при получении взятки в размере 2 миллионов долларов США", — сказала и.о. руководителя Управления взаимодействия со СМИ СК РФ Светлана Петренко.

Эти детали стали известны после того, как телефон министра был поставлен на прослушку. Минувшим летом крупнейшая российская нефтяная компания решила поучаствовать в приватизации 50-процентного госпакета "Башнефти". "Роснефть" сделала наиболее выгодное предложение — 330 миллиардов рублей. Судя по тону комментариев, Улюкаев это явно не одобрил.

С его точки зрения компания являлась ненадлежащим покупателем для такого актива. И вообще, госкомпании не должны участвовать в приватизации. 2 сентября Улюкаев даже подробно объяснял, что компания, которая имеет 25 и больше процентов госучастия, не должна допускаться до торгов.

Формально как министр Улюкаев имел право на такие высказывания. Ведь Минэкономразвития отвечает в том числе за приватизацию федерального имущества и за организацию оценочной деятельности. Вот на оценочной деятельности, как считают в СКР, Улюкаев и погорел. Следователи также предполагают, что когда министр понял, что "Роснефть" не намерена отказываться от сделки, он решил извлечь из этого выгоду. И сделал "Роснефти" предложение. Пообещал дать добро на покупку пакета, за вознаграждение.

Следственный комитет сообщает об интересных деталях некоторых звонков, которые министр делал представителям Роснефти. В результате этих переговоров Минэкономразвития все-таки выдало положительную оценку о состоянии компании "Башнефть", что позволило "Роснефти" выйти на сделку. Которая была закрыта 14 октября. И вот спустя месяц после подписания, опять же по версии следствия, министр должен был получить причитающуюся ему за услуги сумму.

Сотрудники аппарата министерства действительно говорят о том, что в понедельник вечером Алексей Улюкаев покинул свой рабочий кабинет и сказал, что едет в "Роснефть". Но что происходило там, в офисе "Роснефти"?

Бывший глава Минфина и, кстати, когда-то шеф Улюкаева, Алексей Кудрин, призывает не спешить с выводами: "Нам нужна дополнительная информация. Мои сомнения в том, что все так могло быть, связано с непростой конфигурацией вот его, там, разговора на территории "Роснефти". Ну, вообще-то, так не принято, что бы там министр, такое даже представить себе не могу, что бы особенно с таким достаточно авторитетным и весомым человеком, как Сечин, он мог себя так вести. Поэтому у меня все равно остаются вопросы. Понятно, что следствие должно происходить. Понятно, что мы должны разбираться все. Хотелось бы больше прозрачности, открытости следствия. Надеюсь, что будет соревновательность в процессе. То есть, будут выслушаны все стороны, а не как у нас часто бывает, когда заранее всех уже обвинили".

Улюкаев своей вины не признает и заявляет о готовности сотрудничать со следствием. Сами следователи вполне гуманно запросили для бывшего теперь министра в виде меры пресечения — заключение под домашний арест. Никаких звонков, никаких прогулок без разрешения. Но это все равно лучше, чем следственный изолятор.

В любом случае, арест министра говорит о том, что неприкасаемых у нас нет, и никакая должность или политическая ориентация в России не ставит человека над законом. Россия нуждается в системном подходе к борьбе с коррупцией. И как раз о системности говорят другие уголовные дела последнего времени: Приморский океанариум, расследование на космодроме "Восточный", дело ГЛОНАСС. Об этих и других расследованных и расследуемых делах мы уже рассказывали. К ним будем возвращаться еще не раз в наших будущих программах.