Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов назвал заявление главы "Роснано" Анатолия Чубайса об "ужасе" Давосского форума по поводу политической катастрофы в мире "страшилками" и "эмоциональной оценкой, не имеющей отношения к реальности".

Возглавляющий делегацию России на Всемирном экономическом форуме в Давосе Игорь Шувалов в эксклюзивном интервью телеканалу "Россия 24" опроверг наличие атмосферы "ужаса" на форуме. Он отметил, что в отношении России в Давосе многие иностранные компании проявляют серьезный интерес.

Первый вице-премьер отметил, что на форуме была достигнута договоренность о проведении переговоров с представителями американских компаний в ближайшие недели. Игорь Шувалов отметил, что многие представители бизнеса чувствуют "дух времени" и хотят наладить отношения с Россией, до того как президент РФ Владимир Путин и президент США Дональд Трамп наладят диалог между собой.

– В мировой экономике сейчас есть некая предсказуемость? Например Анатолий Чубайс заявил о том, что он ужаснулся: якобы сейчас кризис либеральной мысли, и что здесь, в Давосе, все в ужасе. Вы тоже?

– Вы знаете, я посещал сессии, которые не связаны ни с либеральным ужасом, ни с консервативным. Я посещал сессии, которые связаны с практической работой. Есть интерес к России. Этот интерес должен быть изучен властями. Мы внимательно слушаем запросы, на которые нужно отвечать, объясняем нашу политику. И самое главное, что я вижу – это огромный интерес к России. Никто не понимает, как будет устроен мировой порядок с приходом нового президента США, как будут строиться отношения России и США, между США и Китаем. Все задают эти вопросы. Я думаю, этот диалог обязательно сложится.

Мое отношение к тому, что сейчас происходит – будет как раз больше предсказуемости и больше позитивного развития, повестка будет более насыщенной, по крайней мере, для экономики. Что касается глобальной политики, я не спекулирую, это не моя работа. Но я уверен: у нас есть возможность построить серьезные отношения одновременно и с Китайской Народной Республикой и с Соединенными Штатами Америки.

Здесь все время задают вопрос: какова альтернатива? Мы не должны строить здесь какую-либо альтернативность. Мы строим отношения со всеми, кто хочет видеть в нас партнера и друга. У нашего президента здесь абсолютно прозрачная и ясная позиция. Мы никогда ни от кого не закрывались, даже когда кто-то вводил санкции против нас. Мы подтверждаем: здесь много запросов от европейских стран к нам – когда же вы начнете диалог? Мы начнем диалог тогда, когда вы будете готовы, потому что Европейский союз пока не открывает возможность для диалога и конечно же, если со стороны США будет запрос на диалог – и правительством, и бизнесом – мы всегда готовы над этим работать.

Кстати, одно очень интересное замечание. Я встречался с представителями американских компаний, и они просят о поддержке бизнес-диалога между российскими и американскими компаниями и они хотят начинать диалог до того, как будет установлен диалог между президентом Путиным и президентом Трампом. Интересная тенденция, бизнес очень чувствует эти моменты, они чувствуют "дух времени", они хотят начинать действовать немедленно, в том числе предлагают определенные интересные проекты по поддержке малого и среднего бизнеса. Мы договорились о встрече в Москве в ближайшие недели.

– То есть они не ожидают ужаса с приходом Трампа и с выполнением его предвыборных обещаний?

– Вы знаете...

– Что вам говорят?

– Когда со мной общаются, мне это не говорят, потому что мне это все равно. Это какие-то страшилки, какие-то очень эмоциональные оценки. Это не имеет к реальности и к запросу рядового гражданина вообще никакого отношения. Потому что нужно строить мощную, сильную экономику. Можно дискутировать сколько угодно, есть ли кризис в либеральных ценностях, или нет. Это все разговоры, которые не имеют отношения к реальной экономической жизни, хотя со мной могут поспорить люди, которые много об этом говорят, но очень много накопленных проблем в мировой экономике.

Глобальная экономика сейчас находится в сложном положении. Мы должны были из предыдущего кризиса вступить в фазу устойчивого роста, до сих пор не вступили. Совершенно другие вещи происходят в экономике, нежели мы совсем еще недавно изучали и понимали. И надо быть гибким достаточно для того, чтобы экономике дать возможность все время совершенствоваться.

Новые технологии, новые возможности, огромные скорости, конечно же это несет все и определенную степень непредсказуемости и сложности.

Сложности будут возникать то там, то здесь и они будут возникать быстрее. Вот этот опыт предыдущих сложностей 2008, 2009, 2010 годов и начиная с 2014 года так закалил нашу экономическую систему и возможность управления рисками, что как раз мы адаптированы к тем сложностям, которые будут возникать. Но надо на фоне любых сложностей двигаться вперед, добиваться развития. Мы в принципе к этому готовы".


Глава "Роснано" Анатолий Чубайс ранее в пятницу в интервью радио Business FM сообщил об "ощущении ужаса от глобальной политической катастрофы" среди большинства участников форума в Давосе на фоне начала президентства в США Дональда Трампа.

"Я бы начал с того, что такого ужаса, какой я ощущаю сейчас в Давосе у абсолютного большинства участников, я за все мои годы участия в Давосе припомню только один раз. А поскольку в Давосе я давно – я с ужасом посчитал, что оказывается, я 25 раз уже здесь, то, соответственно, есть длинный исторический период, в котором, пожалуй, был только один Давос с таким же ощущением ужаса.

Это был Давос 2009 года, когда разворачивался глобальный мировой финансовый кризис, у всех на устах был вопрос: что это такое, это кризис в системе или кризис системы в целом? Оказалось, что это все-таки кризис в системе, а не системы в целом. Мы его как-то пережили. Так вот, степень ужаса сейчас, в 2017 году, равна степени ужаса в 2009 году. Все это выражается формулами: мир, построенный после Второй мировой войны, рушится, его больше нет.

Вот, пожалуй, самое точное описание нынешнего Давоса – это ощущение ужаса от глобальной политической катастрофы. Причем, заметьте, по экономике ничего катастрофического не происходит, глобальная экономика росла в прошлом году, в 2017 году ожидается рост – 3-4%, поэтому вся эта нынешняя катастрофа – это чисто политическое явление, что, пожалуй, впервые за 25 лет".