В Германии отметили "Политическую пепельную среду" — она приурочена к закрытию сезона карнавалов и началу Великого поста у католиков. В этот день традиционно проходят заседания ведущих партий страны. Ну а "пепельной" она стала в память об обычае папы Григория Великого в знак покаяния посыпать голову пеплом. Пошёл ли кто-то на подобную откровенность?
Жирный вторник позади, и пепельная среда — первый день Великого поста — вроде бы, время воздержания. Но так уж сложилось, что от острых заявлений немецкие политики именно в этот день не воздерживаются. Каждый не просто хочет, а даже обязан выйти в народ. И, желательно, пошутить. Вот только канцлер Ангела Меркель предельно серьёзна.
"Перед нами стоит большая гуманитарная задача. И то, что мы готовы предоставить рабочие места сотням тысяч человек, в том числе приезжим — это наша визитная карточка, то, чем может гордиться Германия", — заявила Меркель.
Действительно, для шуток в её случае время не самое подходящее. Если верить экспертам канала ZDF, рейтинг действующей главы правительства — всего-то 39 процентов. Очевидно, как раз из-за наплыва приезжих, о которых она говорила.
Ещё одного удара можно было бы ждать от баварского премьера. Он уже достаточно давно считается чуть ли не главным критиком Меркель и симпатией к мигрантам, мягко говоря, не отличается. Но тут, видимо, всё-таки решил проявить солидарность к своей партнёрше по парламентскому альянсу.
"Кто может ответить на глобальные вызовы, которые стоят перед страной и перед всей Европой? Кто может отстоять интересы Германии на международной арене? Дорогие друзья. Если кто-то и может сделать это, то лишь один человек, которого я знаю. Ангела Меркель поведёт за собой Германию в эти непростые времена!" — заявил премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер.
Речь, конечно, пламенная, но на расстановку сил прямо сейчас вряд ли повлияет. Куда комфортнее чувствует себя бывший председатель Европарламента, а ныне главный конкурент Меркель Мартин Шульц. Рейтинговых баллов у него значительно больше — можно не оправдываться, а критиковать соперников.
"Это партия всяких там Гауландов и Петри, Претцеллей и Хоке — это не альтернатива для Германии. Это позор Федеральной Республики", — выступил Шульц.
Но нельзя так просто взять и раскритиковать главных немецких евроскептиков, не услышав от них ответной критики. Упомянутая Шульцом Фрауке Петри даже нашла подходящий момент для довольно обидного анекдота: "Знаменитый психиатр умер и отправился в рай. У врат его встретил Святой Пётр. Он сказал, что врач прибыл как раз вовремя. Психиатр спросил, в чём дело. Тут Святой Пётр тяжко вздохнул и сказал, что сам Господь Бог возомнил себя Мартином Шульцем".
Возможно, примерно так же, с поправкой на эпоху, соревновались в остроумии крестьяне и торговцы, которые в XVI веке и зародили традицию Пепельной среды. Собирались на скотном рынке для обсуждения дел не только коммерческих, но и политических. Впрочем, в наши дни рабочий люд — в роли слушателей. Говорят же те, кому уже через несколько месяцев предстоит сразиться за места в Бундестаге.