"Яростная и грубая дискуссия" – так оценивают финальные теледебаты между Макроном и Ле Пен ведущие французские СМИ. Некоторые добавляют — "и недостойная претендентов на Елисейский дворец". В пылу полемики кандидаты не стеснялись во взаимных оскорблениях. В том же стиле кампания продолжается.

"Яростная и грубая дискуссия" — так оценивают финальные теледебаты между Макроном и Ле Пен ведущие французские СМИ. Некоторые добавляют — "и недостойная претендентов на Елисейский дворец". В пылу полемики кандидаты не стеснялись во взаимных оскорблениях. В том же стиле кампания продолжается сегодня. Французская прокуратура рассматривает иск о клевете на Макрона, а Ле Пен испортили костюм в Бретани. И уже ближе к ночи в центре Парижа начнется концерт против "Нацфронта".

Грязные технологии снова в деле: в Бретани — атака на Марин Ле Пен. Ее пытались закидать яйцами. Охрана вовремя заметила — обошлось без последствий и, кажется, даже настроение Ле Пен не испортили.

Уже сутки страна обсуждает финальные дебаты двух претендентов. Едва начался эфир, Ле Пен идет в наступление. "Французский народ смог увидеть истинного Макрона, — говорит она. — Доброта уступила место сплетням. Улыбка сменилась на усмешку. Золотой мальчик системы и элит! Маска сорвана!".

"Вы показали нам, что вы — не кандидат с чувством такта, желающий демократических дебатов, — парирует Эммануэль Макрон. — Другого я от вас и не ждал. Вы несете в себе дух поражения, а я — дух французской победы".

Эммануэль Макрон стремится подчеркнуть, что это он — новое лицо в политике, а соперница — часть существующей системы. Ле Пен в ответ напоминает ему о должности министра экономики. Мощное оружие кандидата от "Национального фронта" — ирония и сарказм. "Моя цель — создать сильную политическую Европу, в которой мы будем защищать интересы Франции", — говорит Макрон.

"Реальность заключается в том, что вы отправились повидаться с Меркель, заручиться ее благословением, потому что вы не можете и подумать, чтобы делать что-то без разрешения Меркель", — замечает на это Марин Ле Пен.

"Конечно же, я хочу, чтобы Франция сражалась на одной стороне с Германией, госпожа Ле Пен", — признает Макрон.

"Я скажу вам, что произойдет: Францией в любом случае будет управлять женщина. Или я, или госпожа Меркель", — резюмирует Ле Пен.

Накал растет — в студии буквально искрит.

"Просто прекратите это! Прекратите развешивать эти ваши идиотские клише! – призывает Макрон. — К счастью, у наших стран есть мудрые руководители".

"Успокойтесь, дайте мне закончить", — продолжает Ле Пен.

"Я абсолютно спокоен. Вы перебиваете меня!" – говорит Макрон.

"Но ведь я сейчас говорю", — замечает Ле Пен.

Ведущим с трудом удается контролировать ситуацию. И остается только менять темы разговора. Речь заходит о внешней политике.

"Что касается господина Путина — он сейчас участвует в ряде переговоров по вопросу о конфликтах на Украине и в Сирии, — замечает Макрон. — Его участие необходимо для разрешения кризисов. Но я в любом случае не подчинюсь диктату господина Путина. И в этом большая разница между мной и госпожой Ле Пен, которая абсолютно покорна Путину и России".

"Я считаю, мы должны быть на равноудаленной дистанции — как от России, так и от США, — рассуждает в свою очередь Ле Пен. — У нас нет никаких оснований вести "холодную войну" против России. И у нас есть все основания укреплять отношения с Россией. Потому что это великое государство. И потому что России не проявляет никакой враждебности по отношению к Франции".

Терроризм — одна из наиболее чувствительных тем для живущей на особом положении Франции.

"Безопасность и терроризм — жизненно важные вопросы, которым абсолютно не нашлось места в вашей программе, — подчеркивает Ле Пен. — Это означает, что вы не хотите вести борьбу за физическую безопасность наших сограждан, борьбу против исламского фундаментализма".

Даже через два с половиной часа взаимные уколы не прекращаются. "Вы хотите закрыть фабрики, полицейские участки, больницы. Единственное, что вы не хотите закрывать — это границы, — заявляет Ле Пен. — Вы хотите массовой миграции. Этого хотят ваши друзья, главы корпораций, чтобы понизить зарплаты".

"Госпожа Ле Пен использовала все свое время, чтобы лгать о моих предложениях и не говорить о своих, — возражает Макрон. — Мы всегда были великодушной страной, открытой страной, которая несла миру свет, а не тьму".

"Вместе с господином Олландом", — замечает Ле Пен.

"Госпожа Ле Пен, я — не звезда телевизионных шоу, — парирует на это Макрон. — Оставайтесь на телевидении".

Буквально через несколько минут — результаты опросов, которые немедленно отдали победу в дебатах Макрону. По данным Elabe, 63% зрителей сочли его убедительнее. Социология за считанные дни до выборов остается действенным инструментом для настраивания политического поля. Впрочем, о том, что Трамп никогда не выиграет, и Brexit невозможен, французы тоже хорошо помнят. Более того, сторонники Ле Пен уверены в ее победе.

Возможно, поэтому в поддержу Макрона накануне высказалась канцлер Меркель, а сегодня — экс-президент Обама. Отставной американский политик — то ли в целях саморекламы, то ли в стремлении занять первые строки новостных лент не поленился записать видео и даже перешел на французский. Впрочем, ни во Франции, ни за ее пределам пока не слышно возмущенных возгласов о попытках зарубежных политиков повлиять на внутренние дела Франции.

Вечером на Площади республики — концерт против Марин Ле Пен. Еще одна попытка повлиять, прежде всего, на молодежь. Технологии 15-летней давности успешно работают до сих пор.

Кто бы ни стал президентом, понятно: следующему главе государства придется непросто: проблемы в экономике, терроризм. Но еще сложнее будет справиться с колоссальным давлением. Но оно уже сейчас неприкрыто оказывается на жителей страны — европейский административный ресурс работает на все сто.