Куда делось золото из ракетных двигателей: Роскосмос начал масштабную проверку


Лысцева Марина/ТАСС

Главное — тотальная проверка качества, а запуски могут и подождать. Так в Роскосмосе прокомментировали информацию об отзыве всех двигателей второй и третьей ступени ракет "Протон-М". Первоисточник — статья в "Коммерсанте". Газета написала, что в ходе огневых испытаний выявили технологические проблемы, а при сборке на Воронежском механическом заводе якобы использовались неподходящие компоненты. Вместо материалов с содержанием драгоценных металлов в ход пустили менее жаростойкие. Многие, конечно, возмутились. Мол, получается, что дорогостоящие комплектующие могли подменить более дешевыми. Такую возможность, кстати, не исключают и следователи. В любом случае уже ясно: на сроках пусков все это скажется самым непосредственным образом. Первый старт "Протона" с Байконура планировался уже на февраль.

Если строить двигатель ракеты не по технологии, она взорвется при старте или не достигнет орбиты, не выведет на нее спутники, каждый из которых стоит миллионы долларов. Казалось бы, очевидные вещи. Поэтому история с Воронежским механическим заводом так удивляет экспертов.

"В ракетостроении и вообще во всем, что касается космоса, есть правило: для компонентов нет эквивалентов. Допустим, если по технологии определено, что нужно использовать золото, то ничем другим его уже не заменишь", — рассказывает Василий Петров, заместитель главного конструктора отдела космических наук НИИ ядерной физики МГУ им. М.В. Ломоносова.

"Есть уникальные свойства, которые незаменимы. Если брать электропроводимость, то золото на третьем месте после серебра и меди. Оно, как правило, не дает окисной пленки. Используется не чистое золото, а сплавы с иридием и так далее. Это ноу-хау каждого производственного процесса. Замена другими компонентами нецелесообразна", — объясняет Вадим Тарасов, заведующий кафедрой цветных металлов и золота ВНИГУ МИСиС.

На испытаниях в Воронеже стало понятно: с одним из двигателей второй ступени что-то не в порядке. Начали выяснять и вот тут-то обнаружились так называемые неликвидные составляющие механизма, которые быстро плавятся в огне. Куда делось золото из воронежских ракет, выясняют сотрудники ФСБ, Следственного комитета и прокуратуры.

"Существуют технологические регламенты, которые нужно выполнять и выполнять досконально. Мы сейчас заняты проверками тех процедур, которые десятилетиями считались априори качественными", — говорит Игорь Буренков, директор по коммуникациям госкорпорации Роскосмос.

Воронежский завод делает еще двигатели для ракеты "Союз-У", с которыми тоже не ладится. Вспомним прошлогоднюю аварию, когда движок разрушился, и был потерян космический грузовик "Прогресс". Исправлять ситуацию с "Протоном" будет "Энергомаш". Предстоит проверить все двигатели для этого вида ракет, которые выпустил завод в Воронеже, а их десятки.

"Для исправления ситуации, которая сложилась на ВМЗ, в рамках проводимой Роскосмосом реформы отрасли в целом мы проведем аудит и дополнительный технический контроль всех двигателей, которые уже произвели на ВМЗ", — сообщил Арбузов.

Уже понятно, что график запусков ракет-носителей "Протон-М" изменится. В Роскосмосе не называют сроки, мол, давайте дождемся финала проверки.

"Здесь торопиться не нужно, нужно все тотально проверить. Речь ведь не идет об отмене старта, а о переносе — такие вещи случаются не только у нас, в других странах тоже бывает. Хорошего, конечно, немного, но заметим, что ситуация развивается не потому, что прошла заметка в СМИ — это системная работа госкорпорации, которая призвана изменить критическую ситуацию, которая сложилась сейчас в отрасли", — объясняет Игорь Буренков, директор по коммуникациям Роскосмоса.

Сколько займет проверка и доработка двигателей, сказать трудно. По самым оптимистичным прогнозам, первый "Протон-М" полетит в космос не раньше лета.