- Дефицит инвестиций на инфраструктуру составляет $800 млрд ежегодно
- Устранить недостаток помогут крупные компании и государственно-частное партнерство
- Вашингтон боится пускать частных инвесторов в инфраструктуру

В среднем на страну недостаток составляет 0,4% ВВП.
Сократить разрыв может капитал частного сектора. Причем, как показывает многолетний опыт, при строительстве инфраструктурных проектов оптимальной формой является государственно-частное партнерство (ГЧП) - соединение потребностей общества с частными капиталом. Выгода от ГЧП обоюдная.
Мизерная доходность государственных облигаций и возросшая продолжительность жизни означают, что пенсионные фонды отчаянно нуждаются в надежных активах, которые бы приносили стабильный, с учетом инфляции, доход.
Идеальным вариантом для этого могут быть аэропорты, платные дороги, морские порты и предприятия коммунального хозяйства, которые генерируют стабильную, базирующуюся на платных услугах, прибыль.
Компании по управлению активами, такие как Ontario Teachers Pension Fund, имеют обширный опыт работы с инфраструктурными инвестициями.
Другие вкладывают деньги через специализированные компании по управлению фондами, такие как IFM. Им за последние десять лет удалось привлечь более $260 млрд, в том числе $47 млрд в прошлом году, отмечает британский журнал The Economist.

ГЧП имеет и проблемы. Их можно разделить на три основные категории: отталкивающие потребителей поведенческие преграды; политические интересы, которые часто разваливают проекты; и трудности поиска финансовой и структурной мотивации, которые бы связывали интересы всех сторон.
Начнем с общественной оппозиции. Опасения по поводу приватизации услуг жизнеобеспечения присутствуют во всех странах, но они не всегда однородны.
Так, в Великобритании спокойно относятся к частным водопроводным компаниям, но недолюбливают частные платные дороги. На контрасте, частные платные дороги - обычная вещь австралийской жизни, а вот приватизация водоснабжения вызывает у граждан страны-континента крайне негативную реакцию.
При этом почти во всех государствах люди спокойно относятся к частным телекоммуникационным и энергетическим активам.
Какой бы была или не была в этом логика, политики очень внимательно следят за быстроменяющимся общественным мнением. Смена собственника может убить проект или лишить его общественной поддержки.
Так, например, в прошлом году законодатели штата Северная Каролина проголосовали против строительства платной ГЧП дороги, хотя ее предварительно одобрили в 2014 г. Причина - изменение общественного мнения. Сейчас проект проходит дополнительную независимую оценку.
Стремление политиков получить быстрый результат вступает в конфликт с детальной подготовкой и длительным строительным процессом.
∎Каждый хочет перерезать торжественную ленточку∎, - говорит аналитик IFM Кайла Манджини.- Это легко объяснить. Политический цикл всего четыре-пять лет, в то время как инфраструктурный цикл может растянуть на пять-десять лет∎.
Но общественную поддержку частной инфраструктуры можно воспитывать. Отраслевые эксперты положительно отзываются о так называемой ∎австралийской модели∎, в рамках которой доходы от приватизации портов и дорог направляются на новые больницы, школы и так далее.
Финансовые условия (когда довольны налогоплательщики, политики, банки и компании по управлению активами) - другой важный элемент успешного PPP.
В первую очередь необходимо определить, предложит ли, и каким образом, частный капитал выгоду, какую нельзя получить с помощью государственного финансирования.
Часто не очень хорошей бывает причина привлечения государством частного капитала: фискальные правила ограничивают размер государственного заимствования.
∎Если отправной точкой является желание не потратить ни одного государственного доллара, трудно ожидать заключения хорошей сделки∎, - уверен Энди Роуз из Global Infrastructure Investor Association.

Правительства могут занимать дешево. Стоимость частного капитала значительно выше. Стимулирующие надбавки, как правило, заставляют компании снижать строительные и операционные расходы, но не качество услуг.
ЧПП-проекты лучше всего функционируют, когда существует устойчивый поток доходов, таких как плата за пользование автодорог, аэропортовые сборы или ежемесячные коммунальные платежи. Хуже всего ситуация, когда доход невелик и он должен дополняться государственными субсидиями, условия по которым могут в любой момент измениться.
Модель государственно-частного партнерства чаще используется в Австралии, Великобритании и Канаде и реже в Америке. Если Дональд Трамп выполнит свои предвыборные обещания о масштабных инвестициях в инфраструктурные проекты, то государственно-частное партнерство может стать обычной вещью и в Америке, но пока все указывает на то, что Белый дом не готов к такой работе.










































































