Москва, 19 декабря - "Вести.Экономика" Суперпозитивные прогнозы Министерства экономического развития в очередной раз себя не оправдали.

Промышленное производство в России в ноябре 2017 года снизилось на 3,6% в годовом сравнении после нулевой динамики в октябре, сообщил в пятницу Росстат. Это максимальные темпы падения с октября 2009 года - пик мирового финансово кризиса.

Данные Росстата оказались гораздо хуже прогнозов, эксперты ожидали роста показателя на 0,2-0,3%. Провальный результат В МЭРе объяснили набором временных факторов, которые не носят фундаментального характера.

Ноябрьская статистика по промышленному производству оказалась существенно хуже как ожиданий рынка, так и прогнозов Минэкономразвития. При общем положительном воздействии сделки ОПЕК+ на состояние платежного баланса ответственное выполнение Россией обязательств по ограничению добычи нефти в совокупности с необычайно теплой погодой в ноябре обусловили сокращение выпуска в добывающем секторе (-1% г/г). Температурный фактор оказал сдерживающее влияние и на динамику электроэнергетики (-6,4% г/г в ноябре).


В то же время столь негативную динамику ряд экспертов связывает с переходом Росстата на ОКВЭД-2 в ноябре 2016 года. В ноябре прошлого года был зафиксирован скачек производства, в результате чего эффект высокой базы стал также причиной столь заметного спада в производстве. Однако, данный фактор лишь частично объясняет спад, однако большая часть негативной динамики все же обеспечена крайне негативной ситуации в производственном секторе.

Динамика промышленного производства в России

Не удивительно, что накануне комитет Госдумы по экономической политике жестко раскритиковал прогноз МЭР, который заложен в основу бюджета на следующие три года. Причиной того, что депутаты посчитали макропрогноз несостоятельным стал излишний оптимизм ведомства относительно причин роста экономики в 2018-2020 гг. В МЭР решили, что этой основой станут инвестиции частного бизнеса в экономику.

Как оказалось, ожидания МЭР относительно того, что капитальные инвестиции вырастут на 4,7%, 5,6% и 5,7% в ближайшие три года соответственно, и это будет обеспечивать рост ВВП страны на 2,1% в 2018 г., 2,2% в 2019 г. и 2,3% в 2020 г., никак не соответствуют реальности. При этом из бюджета предполагается на экономику выделять меньше, в 2018 г., например, сразу на 13% планируется срезать расходы. Доля же таких расходов к 2020 г. вообще должна упасть до 2,2%.

Депутаты справедливо решили, что "рост частных инвестиций невозможен при одновременном сокращении государственных инвестиционных расходов".

Первый зампред комитета Владимир Гутенев также сказал, что на рубль бюджетных инвестиций приходится 4-5 рублей корпоративных капиталовложений. Поэтому снижение расходов бюджета по этой статье приведет к сокращению капвложений бизнеса, а не к максимальному ускорению с середины 2000-х.