Турция принимает соболезнования и ищет организаторов теракта

По последним данным, в результате теракта в Анкаре погибли 37 человек, более 120 получили ранения. В центре турецкой столицы взлетел на воздух заминированный автомобиль. Ответственность за атаку никто на себя не взял.

По последним данным, в результате теракта в Анкаре погибли 37 человек, более 120 получили ранения. Число жертв может увеличиться, так как среди раненых многие в тяжелом состоянии. МВД Турции заявило, что уже сегодня намерено завершить расследование теракта в Анкаре и назвать имена организаторов взрыва.

Между тем, местные СМИ сообщают о спецоперации в четырех городах, задержаны более 50 человек. Как выяснили следователи, машина, которая была подорвана, с 10 января числилась в угоне.

В центре турецкой столицы, неподалеку от автобусной остановки, в воскресенье взлетел на воздух заминированный автомобиль. Ответственность за атаку никто на себя не взял, однако власти обвиняют курдов.

Пятый крупный теракт за несколько месяцев. Есть тяжелораненые. Пока врачи борются за их жизни, родственники дежурят у больниц, ожидая вестей. Настроения в Анкаре тревожные. Несмотря на блокировку социальных сетей и ограничения в СМИ, об атаке говорят и пишут. За два дня до взрыва, 11 марта, был сигнал: посольство США призывало сотрудников и граждан избегать центра города.

Жители подавлены – не понимают, кого слушать и как себя обезопасить. "Невозможно не думать об этом, — признается один из местных жителей. — Нет гарантий порядка и безопасности. Эти террористы творят, что хотят. Если они могут устроить взрыв у главной площади, как можно не волноваться?!"

Информагентства публикуют утечки из МВД: по предварительным данным, теракт совершили смертники — мужчина и женщина. Она якобы состояла с 2013 года в Рабочей партии Курдистана, которая добивается курдской автономии, и была родом из города Карса, на востоке страны. Эксперты полагают, официально вскоре подтвердят именно эту гипотезу – виновны курдские радикалы. Уже идут задержания членов Рабочей партии Курдистана. ВВС Турции нанесли после теракта удары по позициям РПК на севере Ирака. Но не все политологи считают вполне очевидной версию о причастности курдов. Не исключают, что далеко идущая цель – по мере нагнетания обстановки оправдать открытое вторжение турецких войск в Сирию, хотят ли того исламисты или само правительство Турции.

"Вполне возможно, турецкое руководство не оказывает достаточную помощь радикалам-исламистам, и это могло быть инструментом давления с целью расширения такого рода помощи, чтобы подтолкнуть турецкое руководство ко вводу войск, спасению радикалов-исламистов, — рассуждает Владимир Евсеев, военный эксперт, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ. — Я полагаю, что это более характерно для "Джебхат ан-Нуср (запрещена в РФ)ы" или ИГ, нежели турецких или сирийских курдов".

Взрыв в Анкаре прогремел накануне нового старта переговоров по Сирии в Женеве. Они идут тяжело, как осторожно говорят дипломаты, "сохраняются значительные расхождения между сторонами". При этом Турция желает исключить курдов из политического процесса, спецпосланник ООН убежден, что включить их в переговоры необходимо и все же удастся. Стефан де Мистура открыто говорит о возможностях срывов и провокаций. Случайно ли, что турецкая атака совпала с женевским раундом?

Наконец, версия внутриполитическая: 14 марта исполняется 13 лет, как Эрдоган во власти: сначала — как премьер, затем как президент. Возможно, кто-то хочет изнутри раскачать обстановку – пока Турция разрывается между курдской проблемой, влиянием в Сирии и, наконец, ситуацией с беженцами и торгом с Евросоюзом — момент подходит.

"Не исключено, что третьи силы хотят дестабилизации в Турции и военного переворота, — говорит Вячеслав Шлыков, доцент Института стран Азии и Африки МГУ имени Ломоносова. — Трижды в подобных ситуациях турецкая армия вмешивалась во власть, когда была дестабилизация и политический тупик образовывался — в 1960 году, 1971-м, 1980-м, 1997-м".

Турция принимает соболезнования со всего мира. Официально ответственность за атаку никто пока не взял. Вопрос — захочет ли организатор выйти из тени.