Тема:

Олимпиада в Рио 2 года назад

Олимпиада ограниченных возможностей: россиянам запретили выступать в Бразилии

Иск готовит Национальный паралимпийский комитет. Решение об отстранении от Игр всех российских атлетов с ограниченными возможностями там называют грубейшим нарушением прав человека. Снова к россиянам применены принципы коллективной ответственности и презумпции вины.

Федеральный суд Швейцарии отклонил апелляцию Елены Исинбаевой и Сергея Шубенкова. Это была последняя инстанция, в которой звезды российской легкой атлетики могли оспорить решение спортивного арбитражного суда в Лозанне. Двукратная олимпийская чемпионка Исинбаева и чемпион мира прошлого года в спринте с барьерами Шубенков — явные претенденты на золото — теперь окончательно лишены возможности попасть в Рио. Еще один иск готовит Национальный паралимпийский комитет. Решение об отстранении от Игр всех российских атлетов с ограниченными возможностями там называют грубейшим нарушением прав человека. Снова к россиянам применены принципы коллективной ответственности и презумпции вины. И снова жертвами становятся безусловные фавориты.

Они играют в тот же волейбол, по тем же правилам, только сидя. Но вдумайтесь, насколько это сложно – с помощью рук передвигаясь по площадке, успевать при этом отбивать подачи. Паралимпийская команда, бронзовый призер Пекинской Олимпиады, как и вся сборная, отстранена от Игр в Бразилии.

"Для меня сейчас самый идеальный возраст: могу себя показать, поэтому мне нужно попасть на эту Олимпиаду", — говорит член паралимпийской сборной России по волейболу сидя Денис Шестаков.

"Произошло все точно по тому же сценарию, что и со здоровой сборной. Решили потрепать нервы", — рассуждает тренер паралимпийской сборной России по волейболу сидя Сергей Якунин.

После довольно взвешенного вердикта МОК, который в конце концов защитил "чистых" атлетов и их права, спортсмены-инвалиды выброшены из соревнований. Якобы есть 35 человек, чьи допинг-пробы после перепроверки оказались положительными. Но выяснилось: 15 из них уже не имеют отношения ни к сборной, ни к паралимпийскому движению. Это признали и в Международном комитете. Остается 20. В России их ждет разбирательство, вероятно, дисквалификация.

"28 видов спорта, 4 года берутся пробы. За 4 года 20 спортсменов уличены в этом деле. Сколько на один вид спорта? 0,6 — это что, система или это плохое поведение отдельных спортсменов, тренеров и врачей, которых индивидуально в штучном порядке надо наказать? – рассуждает президент Паралимпийского комитета России Владимир Лукин. — И они наказываются, как и в других странах. Почему из этого надо делать глобальную систему? Вот это как раз очень пахнет политизацией".

Сэр Филипп Крэйвен — нынешний глава Паралимпийского комитета — озвучил это решение накануне из олимпийского Рио. "Я не спал больше двух часов за ночь все последние 5 суток, — признался он. — Не из-за переживаний, а из-за того, что мой разум разрывался между тем, что мы должны сделать для того, чтобы сохранить единство паралимпийского движения, и тем, как это отразится на атлетах вашей страны, которые чисты. Но я должен также сказать, что мы не знаем, какие атлеты чисты. Нет больше доверия между Международным паралимпийским комитетом и российским параспортом".

А ведь еще недавно доверие было безграничным. Крэйвен восторженно отзывался о наших паралимпийцах, с благодарностью принимал российский Орден Почета под занавес Паралимпийских игр в Сочи, назвав их лучшими в истории, а затем сам, в свою очередь, наградил орденом Владимира Лукина.

"Он только что голосовал вместе с членами МОК, чтобы допустить олимпийских спортсменов к Играм, — напоминает Владимир Лукин. — Что случилось — я не знаю, но я шокирован".

В течение нескольких дней Крэйвен принимает два противоположных решения, а затем вслед за Маклареном рассказывает о 18 исцарапанных пробирках, которые пока никто не видел. На единственном выводе — якобы кто-то их вскрывал — и строится все обвинение.

"Это вообще прецедент для международного права, когда презумпция невиновности отвергается, — считает член исполкома Паралимпийского комитета России Михаил Терентьев. — Сперва – наказание, потом – расследование. Какие-то другие мотивы стоят за международным Паралимпийским комитетом при принятии такого решения".

Российские паралимпийцы за последние годы сделали мощный рывок, став одной из сильнейших сборных мира. Второе место в общем зачете в Ванкувере и Лондоне, первое — в Турине и безоговорочный триумф в Сочи. "Конечно, это нелегко, это тяжело, — говорит чемпион мира по стрельбе из лука Антон Зяпаев. — Мы как готовились, так и будем готовиться дальше, будут эти Игры или не будут".

Антон, да и все паралимпийцы, сдали десятки, если не сотни проб за последние два года. Все — за границей. "В ПКР установлена жесткая практика преследования тех спортсменов, тренеры которых допускают случаи применения допинга, — рассказывает первый вице-президент Паралимпийского комитета России Павел Рожков. — Наши спортсмены проходят контроль только в зарубежных допинговых компаниях, которые определяет английская фирма".

Некоторые международные федерации, хотя в этом случае они ничего не решают, высказались в защиту российских паралимпийцев. Среди них — Международная федерация конного спорта. "Мы считаем, что Международный паралимпийский комитет, как и Международный олимпийский комитет, должен предоставить международным федерациям право защищать "чистых" спортсменов по своим видам спорта, — отметили в этой организации. — Мы не будем приступать к процессу перераспределения мест в паралимпийском турнире до истечения срока подали апелляции".

Согласны с такой позицией и в Международной федерации стрельбы из лука: "Международная федерация стрельбы из лука 26 июля получила уведомление от Международного паралимпийского комитета, что ни один лучник не был замешан в докладе Ричарда Макларена. Данный запрет несправедлив для "чистых" спортсменов".

Паралимпийский комитет России готовит иск в спортивный арбитраж. Решение о дисквалификации, как всегда, будто специально выносят впритык, перед стартами. Времени на то, чтобы его оспорить, — три недели.