Нападение в Анкаре: за убийством посла России турки увидели Гюлена

Один из подозреваемых по делу об убийстве Андрея Карлова мог быть связан с движением Фетхуллаха Гюлена – исламского проповедника, который живет в США. Об этом пишут турецкие журналисты: сейчас, спустя почти сутки с момента циничного убийства возникает множество версий, и все нужно отработать.

Один из подозреваемых по делу об убийстве Андрея Карлова мог быть связан с движением Фетхуллаха Гюлена — исламского проповедника, который живет в США. Об этом пишут турецкие журналисты: сейчас, спустя почти сутки с момента циничного убийства возникает множество версий, и все нужно отработать. Дядю убившего российского посла Мевлюта Мерта Алтынташа уже задерживали в рамках расследования летней попытки госпереворота.

Буквы FETO первый раз появились в официальных документах силовых органов Турции. Это название, которое радикальным последователям Фетхуллы Гюлена дали турецкие власти.

В полицейских сводках FETO фигурирует с декабря 2015 года. Тогда в Турецкой Республике это движение официально признали террористическим. Но широкой публике эта аббревиатура стала известна в июле 2016 года после неудачной попытки военного переворота. За ней, как показало расследование, стояли также последователи Фетхуллы Гюлена.

Само движение гюленовцев или фетхуллаховцев появилось в 1970-х годах. Его официальными целями было образование и просвещение. За 40 лет по всему миру было открыто около полутора тысяч школ. В 1980-х годах исламский проповедник Фетхулла Гюлен был одним из тех, кто поддержал военный переворот в Турции.

После этого долгое время организация показывала себя прогосударственной, что позволило ее последователям проникнуть во многие ключевые государственные структуры.

"С 1984 года эта организация или это сектанское движение начало вникать в военные, полицейские и судебные структуры страны. Она сильна очень в образовательной системе. Даже в России существовали учебные заведения, культурные центры, но, насколько я знаю, в конце 1990-х они были закрыты из-за связи с террористическими организациями", — поясняет политолог Исмаил Тогрул.

Ключевые посты в нынешних органах власти сторонники FETO заняли в начале 2000-х, в период сотрудничества с правящей Партией справедливости и развития. По данным турецких властей, особенно сильны позиции FETO были в армии, судебной власти, органах национальной безопасности и разведки, полиции. Именно этим и объясняются масштабные чистки, которые прошли в этих структурах после провалившейся попытки переворота.

Турецкие власти еще накануне заявили, что убийца российского посла Андрея Карлова, скорее всего, был членом FETO. Пока идет следствие, прямых улик не раскрывают. Но есть несколько косвенных.

Во-первых, убийца был сотрудником полиции, где, как известно, сильны позиции FETO. Во-вторых, он прошел обучение в образовательных центрах Гюлена и общался с людьми, которые ранее были задержаны за связи с этой организацией.

"Эти ребята всегда сплоченные. Они живут в одних общежитиях, учатся у одних преподавателей. И они воспитали целую плеяду, поколение людей, преданных Гюлену, у которых, во-вторых, свое видение развития Турции", — подчеркивает тюрколог старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский.

Единого мнения относительно структуры движения гюленовцев нет. Одни говорят о гибкой системе, в которую входят до 8 миллионов человек по всему миру. Другие – о закрытой группировке с четкой иерархией.

"Структура есть. Гюлен — главный. На местах – лидеры. Каждый из них подчиняется главному. Эта организация настолько внутренне закрытая, что отдельным кадрам предлагается — где работать, на ком жениться", — продолжает Исмаил Тогрул.

Часто говорят о системе, похожей на лестницу. Наверху – лидер Гюлен. Следующая ступень – совет семерых. Они отвечают за основные дела организации и за определенные страны. К совету относятся и имамы, курирующие полицию, и государственные учреждения. Говорят, с членами верхних ступеней иерархии согласовывают даже имена детей последователей. Как правило, вторым именем становится Гюлен. Но в паспорт его, конечно же, не записывают.

Основа движения гюленовцев — не религия, а определенные моральные и политические установки, общее видение развития Турции.

"Это мягкий политический ислам, рассматривающий сценарии модернизации Турции на основе возврата к традиционным ценностям, противопоставляя их либерализму. Это больше традиционалисты, которые вырабатывают свою шкалу ценностей, как в быту, так и во внешней политике", — дорисовывает общую картину эксперт Исследовательского центра Ближний Восток — Кавказ тюрколог Станислав Тарасов.

В своих учениках гюленовцы воспитывают с малых лет сплоченность и безраздельную преданность. Часто берут детей из бедных семей и оплачивают им все – от проживания и еды до учебы в университете и стажировки за границей, параллельно закладывая в них – отплатить они должны своей преданностью.

Получают в итоге талантливых, образованных и лояльных солдат, которые могут хорошо продвинуться по служебной лестнице в госорганах и знают, кому они обязаны своим положением.