Российско-японские отношения: третий – лишний. Реплика Георгия Бовта

Российско-японские отношения по-своему удивительны. Порой им мешает сущее недоразумение. Порой "третий лишний". Ну и "квартирный вопрос" их испортил. Вернее, территориальный. Удастся ли в ходе предстоящего визита Владимира Путина в Японию сформировать новую повестку?

Российско-японские отношения по-своему удивительны. Порой им мешает сущее недоразумение. Порой — "третий лишний". Ну и "квартирный вопрос" их испортил. Вернее — территориальный. Удастся ли в ходе предстоящего визита Владимира Путина в Японию, первого официального визита президента за 11 лет, сформировать новую повестку? Судя по всему, обе стороны хотят этого.

Кстати, если говорить о Курилах, которые не дают покоя некоторым японским политикам, то первые российские государственные знаки на островах с надписью "Земля российского владения" были установлены после указа Екатерины Второй 1786 года о защите прав на "земли, мореплавателями российскими открытые". Никто екатерининский указ тогда не оспаривал. В конце ХIХ века Россия передала Японии Курильские острова в обмен на Сахалин. После поражения в русско-японской войне южную часть Сахалина Россия вновь утратила. Причем изначально условия Портсмутского мирного договора, готовившегося при посредничестве Великобритании и США, были еще более неблагоприятными для России. И лишь дипломатическое искусство Сергея Витте позволило минимизировать ее уступки, уже согласованные Токио с западными посредниками. Он бы, возможно, и весь Сахалин отстоял, но из Петербурга велели южную часть отдать.

Еще больше запутался территориальный вопрос после Второй мировой войны. Опять не без помощи третьих сил. На Ялтинской конференции СССР, США и Великобритания договорились, что СССР вступит в войну с Японией не позднее трех месяцев после победы над Германией при условии возвращения Южного Сахалина и Курильских островов. Сталин обещание выполнил. В августе 1945 года советские войска заняли Курилы, включая Южные. И в меморандуме 29 января 1946 года главнокомандующего союзными войсками Дугласа Маккартура Курилы, в том числе Южные, были исключены из состава территории Японии. И уже 2 февраля 1946 года эти земли вошли в Южно-Сахалинскую область. Сталин продолжал действовать в духе Ялтинских соглашений. В подписанном в сентябре 1951 года в Сан-Франциско мирном договоре Япония отказалась от прав на территории, которые приобрела по Портсмутскому миру 1905 года. Тогда США подготовили несколько вариантов договора. По одному все четыре острова Южных Курил переходили к СССР, по другому Шикотан и Хабомаи переходили к Японии. Если бы тогда СССР подписал договор, территориальный вопрос был бы закрыт. Но в разгар холодной войны СССР фактически спровоцировали, чтобы он договор не подписал. Он был сепаратным. На подписание не пригласили ни образованную в то время Китайскую Народную Республику, ни Тайваньский режим. Что несправедливо, учитывая огромные жертвы Китая от японской агрессии. Не пригласили ни Южную, ни Северную часть расколовшейся Кореи, тоже жертвы этой агрессии. Отказ США пригласить КНР и намерение интегрировать Японию в свой военно-политический альянс и заставил советскую делегацию отказаться подписывать договор.

Воспользовавшись моментом, США дезавуировали условие Ялты. Хотя по тексту договора Япония отказывалась от прав на Курилы, эти острова не были переданы СССР, а Южные Курилы в тексте вообще не поименованы. Тогда же с подачи США появилась трактовка, согласно которой Шикотан и гряда Хабомаи не являются частью Курильских островов, а Кунашир и Итуруп – являются. Уже руководствуясь этой логикой, Япония позже идет на сближения с СССР. В 1956 подписана Московская декларация: СССР соглашается отдать Шикотан и Хабомаи, но после заключения мирного договора. Почему же его так и не подписали? А потому что этого не захотел госсекретарь США Джон Фостер Даллес. Тот открыто заявил главе МИД Японии Маморе Сигемицу: если вы договоритесь с Советами, то США навсегда отберут у Японии архипелаг Рюкю в Южно-Китайском море вместе с островом Окинава.

Так что нет ничего нового в том, как Вашингтон пытался сейчас давить на Токио, чтобы визита Путина в Японию вообще не было. Мол, это подорвет единство "большой семерки" в соблюдении антироссийских санкций. Однако если освободиться от назойливого кураторства третьих стран, то можно выстроить отношения на новой основе. Экономической. Почему то, что удалось историческим соперникам — Китаю и Японии, невозможно для Японии и России? К тому же для Японии важно иметь хорошие отношения с Россией, чтобы, с точки зрения Токио, как-то сбалансировать отношения России с Китаем.

Премьер Синдзо Абэ после майской встречи в Сочи с Путиным говорил о "новом подходе", который может состоять в активизации экономического сотрудничества. Что совпадает с позицией Москвы: давайте начнем с экономики, делайте инвестиции в наш Дальний Восток, а там посмотрим. Абэ предложил план из 8 пунктов о сотрудничестве в энергетике, транспорте, сельском хозяйстве, медицине, городской инфраструктуре, культуре и малом бизнесе. Россия может предложить услуги по утилизации отходов топлива для АЭС, в энергетике и вопросах кибербезопасности.

В то же время японцам важно сохранить лицо. Японские чиновники твердят, что "ключевая японская позиция" неизменна. И мирный договор может быть подписан "после разрешения вопроса о возвращении всех четырех островов". Хотя "мирные переговоры и экономические проекты с Россией могут развиваться параллельно". Хотя ранее второе обуславливалось первым. Но и Москва не хочет давать повод для подозрений, что она станет "торговать Курилами". Однако, к примеру, совместное хозяйствование на Южных Курилах стало бы уже мощным рывком вперед с мертвой точки.

В правительствах обеих стран говорят об уже подготовленных 30 совместных проектах, которые могут быть подписаны вне зависимости от прогресса переговоров по мирному договору. Ясно ведь: в рамках старого контекста, жестко завязанного на так называемую "территориальную проблему", никакого прогресса не будет. И если про деньги шутят, что, мол, они побеждают зло, то почему бы им не победить и территориальные споры.