Заповедные подмосковные леса защитят от незаконного строительства

Читать Вести в MAX
Мособлдума разрабатывает механизм, который позволит устанавливать четкие земельные границы. Махинации с особо охраняемыми природными территориями стали источником многих проблем не только для Министерства экологии, но и для десятков простых москвичей. Бизнесмены застраивают гектары заповедных земель.

Московская областная дума разрабатывает механизм, который позволит устанавливать четкие земельные границы. Махинации с особо охраняемыми природными территориями стали источником многих проблем не только для Министерства экологии, но и для десятков простых москвичей. Используя лазейки в законе, бизнесмены застраивают гектары заповедных земель целыми коттеджными поселками.

Он закидывал удочку в эти озера еще ребенком. Сергей Борисов вспоминает, какой полвека назад здесь был тихий природный уголок.

- Поле было, там болото, а здесь трактора пахали, траву сажали.

Сейчас там, где было поле, стоят коттеджи. Поблизости развернулась новая стройка. Стоимость участков — миллион рублей за сотку.

- А ничего, что тут земля заповедная?

- Эти земли никогда не были заповедником, никогда, — уверяет предприниматель Андрей Кобзаренко.

В Минэкологии Московской области считают иначе. Статус особо охраняемых эти земли получили еще в 1981 году. Проблема в том, что границы любой заповедной территории раньше можно было очень просто подвинуть: засыпать щебнем, камнем, другим строительным мусором. И нет уже там уникальной фауны — стройка. Этим умело пользовались в 90-е годы. Вторая проблема была в условности границ.

Еще три года назад практически каждая заповедная территория Московской области имела описательные границы. Например: от холма до болота 300 метров, далее полкилометра на юг. Но со временем холмы исчезали, болота осушались, а вместе с ландшафтом поплыли и границы. Это позволило местным недобросовестным чиновникам продавать природоохранные земли под застройку.

"Могли сдвинуть вправо, влево, не заметив конкретные координаты, установленные в натуральном выражении — это была главная спекуляция, с которой мы сейчас сталкиваемся", — объясняет Александр Коган, министр экологии и природопользования Московской области.

Так в Истринском районе едва не исчез озерно-болотный комплекс у деревни Новинки — здесь десятки растений и животных, занесенных в Красные книги России и Московской области.

Понятие "кормовая база" каждый воспринимает по-своему. Местные чиновники решили на этой земле заработать и продали 15 гектаров под застройку. Болото, которое питает все окрестные озера, по планам строителей должны были осушить. Это катастрофа для окружающей экосистемы. Она не произошла только по тому, что областное Минэкологии в суде буквально вырвало из рук коммерсантов эту территорию.

"Отвоевали в суде большой участок — там 58 участков земли, которые предыдущими властями были проданы под жилищное строительство", — рассказывает Элмурод Расулмухамедов, председатель Всероссийского общества охраны природы.

Решение суда есть, но межевые метки и заборы с заповедной земли пока не убрали.

Махинации с особо охраняемыми природными территориями носят хронический характер, поэтому проблему решают на законодательном уровне. В Московской областной думе разрабатывают механизм, который позволит Минэкологии вносить четкие границы в кадастр в кратчайшие сроки, чтобы коммерсанты не успевали пустить их в оборот. Пока же Минэкологии приходится отбивать уже захваченные участки в судах.

"Застройщик успевает перепродать данные участки, и их приобретают добросовестные граждане. И в силу того, что это является их единственным объектом недвижимости, где они могут жить, у них никто не может забрать данную территорию", — объясняет Дмитрий Миронов, координатор Центра общественного мониторинга Общероссийского народного фронта по проблемам экологии и защите леса.

В Московской области сейчас насчитывается 243 особо охраняемые территории. 160 из них уже имеют четкие границы и вписаны в кадастр. До конца этого года Минэкологии собирается зарегистрировать все оставшиеся.