Решение о заморозке добычи не принято. Что дальше? Налог на финансовый результат. Будет ли введен, для кого и кому он может быть полезен? Экономично, экологично и безопасно. Что тестировали заместители министра эксклюзивно для программы "Энергетика"?

Решение о заморозке добычи не принято. Что дальше? Налог на финансовый результат. Будет ли введен, для кого и кому он может быть полезен? Экономично, экологично и безопасно. Что тестировали заместители министра эксклюзивно для программы "Энергетика"?

17 апреля в Дохе состоялось заседание членов ОПЕК. На встрече присутствовали делегации из 18 стран, из них семь, не входящих в ОПЕК.

Эти переговоры шли почти 14 часов. Но решение о заморозке добычи так принято и не было. И это несмотря на то, что в сумме присутствующие на встрече страны производят 50 процентов от мировой добычи нефти. Более того, совместную декларацию, которую подготовили эксперты, страны заранее согласовали. Документ подразумевал заморозку добычи на уровне января этого года, а также создание особого консультативного совета, который бы осуществлял мониторинг ситуации и следил за исполнением соглашения.

Что касается самих переговоров, так как они проходили за закрытыми дверями, мы не имели возможности за ними наблюдать, насколько жаркой была дискуссия? Кто выступал за, кто против и какие варианты рассматривались?

"Дискуссии действительно были довольно жаркие, учитывая, что большое количество участников, каждый высказывался и не по одному разу. В процессе дискуссии предлагались формулировки, то есть мы пытались все-таки выйти на какой-то документ, который бы достигали договорённости. Все стороны отмечали, что заморозка целесообразна в нынешних условиях, это положительный фактор, положительный момент. Однако вот что касается условий, они были разные и отличались от позиции разных стран", — сообщил министр энергетики РФ Александр Новак.

Новым условием стало то, что к договору должны присоединиться не только 18 присутствующих стран, но также Ливия и Иран. Больше того, еще ряд стран, не входящих в ОПЕК, но которые являются крупными экспортерами на рынке.

"Поэтому, в конце концов, после долгих дискуссий решили, что лучше сегодня нам не подписывать никакую бумагу, дать еще поработать с другими странами, о которых говорят представители ОПЕК, что они должны присоединиться к соглашению. И уже к июню месяцу еще раз обсудить ситуацию. Мы не говорим о том, что уже есть конкретные договоренности, что мы будем собираться. Но, тем не менее, такие возможности есть, двери остаются открытыми", — считает Александр Новак.

Двери остаются открытыми для любых потенциальных участников переговоров. В первую очередь, для Ирана, хотя он останавливаться на имеющейся сейчас добычи и что-либо замораживать вряд ли будет.

Нарастить объёмы добычи нефти Иран намерен на объемы, сопоставимые с добычей целого Катара. Сейчас это 800 тысяч баррелей в день.

Впрочем, сам по себе Иран, как утверждают аналитики, на рынок не повлияет. Более того, за последние месяцы произошли серьезные изменения, которые играют на руку странам-экспортерам, и уже немного стабилизировали цену на черное золото.

"Давление, которому подвергался рынок, сейчас ослабло. Ситуация улучшается, и цена на нефть движется в правильном направлении. Сколько времени потребуется на балансировку рынка, время покажет, но мы однозначно на верном пути", — уверен министр энергетики и промышленности Катара Мухаммед бен Салех аль-Сада.

Справедливой ценой сейчас называют 70-80 долларов. Увы, времена, когда за баррель давали 140, уже прошли. Впрочем, для всех без исключения стран, присутствующих на встрече, 80 — это как минимум в два раза лучше, чем сорок. Поэтому останавливаться на половине пути к заморозке никто не собирается.

Понятно, что роль России достаточно большая в этих переговорах, но какой дальше будет ее стратегия? Будет ли Россия и дальше достаточно тесно сотрудничать с ОПЕК, либо будет привлекать к переговорам стран производителей сланцевой нефти?

"У нас на повестке дня не стоит вопрос о том, что Россия должна стать членом ОПЕК. И я думаю, в ближайшем будущем вряд ли будет. Во-вторых, мы видим, что внутри ОПЕК очень серьезные разногласия, и мы с 2008 года по-моему не видели ни одного консолидированного решения. Поэтому целесообразности в принципе нет. Если страны захотят между собой проводить консультации, они будут встречаться. Опыт сегодняшнего мероприятия показал, что можно и 18 стран собрать. Тем более, что у нас идут постоянные консультации, и так с ОПЕК мы два раза в год встречаемся. А со странами, которые входят в ОПЕК, у нас диалог в постоянно режиме, и не только в части взаимодействия Россия-ОПЕК, а в части развития сотрудничества практически с каждой страной. Сегодня добывается сланец только в США в промышленном масштабе. Это страна не является экспортером нефти, она, как известно, еще 50 процентов нефти покупает на международных рынках. Есть еще такой момент, что все-таки разные интересы у стран потребителей и у стран экспортеров. И почему всегда происходит дисбаланс, и цикличный характер, в какой то момент низкие цены, они выгодны потребителям, в какой-то момент, когда цены высокие, они выгодны экспортерам. Но, на наш взгляд, наиболее правильная ситуация и лучшая для рынка, когда одновременно удовлетворяется интересы и стран экспортеров, и стран импортеров. И вот сейчас, к сожалению, когда цены низкие, дисбаланс сдвинут в сторону потребителей. И поэтому страны-экспортеры собираются, чтобы скоординировать свои действия", — отметил Александр Новак.

Будущее нефтяного рынка теперь будет решаться ближайшим летом. А пока страны ведут консультации в чуть менее широком масштабе.

Министерство энергетики разработало концепцию законопроекта о введении обложения финансового результата при добыче нефти в рамках пилотных проектов. Речь идет о том, что вместо НДПИ для новых проектов появится повышенная ставка налога на прибыль. Как уже заявили в ведомстве, при переходе на НФР экономически извлекаемые запасы могут быть увеличены на 4-5 млрд тонн. О переходе на НФР рассказал председатель комитета по энергетике ГД РФ Павел Завальный.

А теперь эксклюзив нашей программы. На этой неделе с двумя заместителями министра энергетики Кириллом Молодцовым и Алексеем Текслером программа "Энергетика" тестировала автомобиль на газобаллоном топливе.

"Это стандартный автомобиль УАЗ "Патриот". Абсолютно серийный, но оснащен газобаллонным оборудованием для использования компримированного природного газа. Сейчас я вам покажу: это багажник. Под этой крышкой находятся три баллона емкостью 55 литров каждый, в котором собственно и находится сжатый природный газ. Всей этой заправки газобаллонной хватит где-то километров на 300, всех трех баллонов.

Теперь посмотрим что у нас под капотом: опять же абсолютно стандартный двигатель. Вот, видите, интересное устройство: это устройство и есть зарядное устройство на специальной заправке автомобильной – газонагнетальной компрессорной станции. Берешь специальный штуцер, вставляешь в это гнездо, нажимаешь рычаг вниз и начинается заправка. Собственно, таким образом заправляется автомобиль, работающий на газе", — рассказал первый заместитель министра энергетики Алексей Текслер.

Этот автомобиль — обычный лишь на первый взгляд. И работает он не только на газе. Оснащен еще и двумя стандартными баками под бензин, то есть на чем сегодня ехать водитель выбирает сам. Зимой привычное пока для нас топливо особенно актуально!

Температура автомобиля должна быть 45-50 градусов двигателя для того, чтобы можно было спокойно перейти на газ. Немного нужно разогреть машину и после этого с газа нет никаких проблем.

Мы хотели проверить, как ведет себя топливо и на городских магистралях, и по бездорожью. Мифов много – не тянет, хуже разгоняется…

"Вот переключились на газ — никакого эффекта вы не почувствовали, я не заметил какой-то существенной разницы в динамике разгона. Разгоняется примерно так же", — говорит заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов.

"Что касается бездорожья, были опасения, многие эксперты мне говорили, что при переходе на газ теряется мощность, и как стандартный двигатель 135- сильный, и при переходе на газ где то 10-12 лошадиных сил может теряться. Это связано со спецификой рабочего цикла двигателя при переходе на метан. Но вы знаете, я преодолевал все горки, любое бездорожье сегодня и, откровенно говоря, большой разницы не почувствовал", — объясняет Алексей Текслер.

Зато почувствовать можно экономию и довольно приличную. Сначала эту машину эксплуатировали на бензиновом цикле. Ее расход составлял порядка 15 литров на сто километров.

"Сейчас мы уже второй раз, вторые 250 км проходим на газе. И могу, так сказать, что с точки зрения цены, а цена в Москве, цена составляет от 16 до 18 рублей за литр, получается примерно на 40 процентов дешевле ездить на газе. На 250 км уйдет порядка 25 литров бензина как минимум, 25 литров по 40, а здесь у вас 25 литров по 18. Вот вам разница. Практически в 2 раза", — говорит Кирилл Молодцов.

Не в два раза, как минимум в 200 раз чище становится воздух. От автомобиля, который работает на газе, практически никаких выбросов или канцерогенных веществ.

Насколько вообще безопасно ездить на газе? Какова вероятность взрыва?

"Хороший вопрос! В моем понимании, есть два существенных аспекта, а тест-драйв такого рода не проводил, надеюсь, никогда не придется, теоретические рассуждения следующего порядка: во-первых газ объемный, да. Он находится под давлением, в этом смысле он так же легко улетучивается в отличие от смеси пропан бутана. Соответственно, его взрывоопасность в определенном объеме меньше. Важно, конечно, чтобы стояли в автомобиле газовые датчики, и это тоже, конечно, вещь, которая необходимо рекомендовать производителям. А что касается взрыва, надеюсь, это маловероятно", — ответил Кирилл Молодцов.

Основная проблема сейчас в заправках. Сегодня их по России всего 270. Впрочем, комплексный план по переводу транспорта на компримированный природный газ утвердили еще в 2013-м. Большие надежды на расширение сети заправочных станций возлагают на "Газпром". Программа подразумевает и субсидирование регионов, которые переводят на газомоторное топливо весь общественный транспорт. Сегодня на эти цели выделяется 3 млрд рублей.

"Ежегодно планируется строить 50 заправок только "Газпромом". Вообще, в наши планы входит увеличить в течение ближайших 4 лет минимум в три раза. То есть, с нынешнего уровня в 270 до 750-800 штук. Это позволит обеспечить потребность как общественного транспорта, который мы будем переводить на газомоторное топливо, так и даст возможность частникам более широко использовать этот вид топлива", — считает Алексей Текслер, первый заместитель министра энергетики.

Многие европейские страны к 2025 году хотят отказаться от использования автомобилей на бензине или дизеле. Как говорят эксперты, это позволит серьезно уменьшить вред, который транспорт наносит окружающей среде. Сможем ли и мы когда-нибудь отказаться от привычного для нас сегодня топлива?

"Мне как замминистра было бы неправильно сказать, что мы сможет от этого отказаться, потому что у нас большое количество нефтеперерабатывающих заводов, мы добываем и перерабатываем много нефти, поэтому газ – это дополнение. Газ – это альтернатива. Газ – это возможность. Предоставить такую возможность потребителю – это, в том числе, одно из условий конкуренции, одно из необходимых дополнений текущего развития рынка", — уверен заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов.